Германия

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА


В области безопасности


  1. Регламент ЕС 3954-1987 и Регламент ЕС 733-2008 нормируют максимально допустимые уровни (далее – МДУ) радионуклидов.
  2. Регламент ЕС 1881-2006 регулирует МДУ загрязняющих веществ (контаминантов), таких как микотоксины, тяжелые металлы и т.п.
  3. Регламент ЕС 396/2005 регулирует МДУ пестицидов.
  4. Регламент ЕС 2073/2005 устанавливает требования к микробиологическим показателям.
  5. Регламент ЕС 882/2004 нормирует МДУ диоксинов.
  6. Регламент ЕС 1829-2003 регулирует обращение ГМ-продукции.

В области качества

  1. Регламент Комиссии ЕС № 42/2010.

В области карантина растений

  1. 1. Директива 2000/29/ЕС.

В Германии действует многокомпонентная система контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Она представлена тремя уровнями: европейским, федеральным и земельным (региональным) (рис. 1). Эти уровни находятся в гармонии между собой благодаря единым требованиям, предъявляемым к зерну и продуктам его переработки в Европейском союзе.


На европейском уровне законодательство в сфере производства зерна и продуктов его переработки базируется на ряде нормативных актов, обязательных для всех членов ЕС. Законодательство стран – членов ЕС, в свою очередь, основывается на положениях нормативных документов Европейского союза.


Германия является федеративным государством, в котором существует четкое разделение полномочий на федеральном и региональном уровнях. Главным федеральным органом, определяющим политику государства в области сельского хозяйства и устанавливающим соответствующие нормы, является Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства Германии (BMEL, далее – министерство). Краеугольными камнями аграрной политики министерства являются защита потребителей и контроль качества. Для выполнения этих задач министерство занимается разработкой и обеспечением исполнения законодательных актов.



Основным законодательным актом в области контроля и обеспечения безопасности продуктов питания и кормов является принятый 7 сентября 2005 г. «Кодекс о продовольственных товарах, предметах первой необходимости и кормах» (Lebensmittel-, Bedarfsgegenstände- und Futtermittelgesetzbuch, LFGB, далее – кодекс). В этом документе сформулированы законодательные рамки, основанные на принципах предотвращения угрозы здоровью потребителей в сфере продуктов питания, описаны задачи компетентных органов, приводятся методы контроля продукции, установлены предписания по недопустимости введения потребителей в заблуждение.


В области фитосанитарных норм основным нормативным актом Германии является закон «О защите культурных растений» (Gesetz zum Schutz der Kulturpflanzen, Pf l anzens chut z g e s e t z , PflSchG). В этом нормативном документе, среди прочего, сформулированы требования по контролю ввозимых на территорию страны растений, а также пестицидов, описываются задачи соответствующих органов.


Для эффективного выполнения задач по контролю качества продукции министерству подчинены несколько федеральных органов власти. Одним из таких органов является Федеральное ведомство защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции (BVL, далее – ведомство). Главная задача BVL – обеспечивать безопасность пищевой и кормовой продукции в Германии. Ведомство занимается содействием в области подготовки законодательных актов по вопросам, входящим в его компетенцию, и играет координирующую роль для органов контроля безопасности пищевой продукции федеральных земель. Совместно с ведомствами федеральных земель оно готовит ежегодный план контрольных мероприятий, который описывает задачи каждого органа в системе контроля безопасности пищевой продукции. Ведомство также выступает в качестве контрагента Системы быстрого уведомления по качеству продуктов питания и кормов (Rapid Alert System for Food and Feed, RASFF) в Германии и в случае получения информации об угрозах безопасности пищевой продукции от органов федеральных земель незамедлительно уведомляет Еврокомиссию. Задачей BVL является также контроль за допуском на рынок и использованием для исследований ГМО и пестицидов. Кроме того, в соответствии с кодексом, специалисты ведомства готовят и выпускают документ «Официальный сборник стандартных методов исследования», в котором приводится исчерпывающая характеристика методов исследования безопасности, качества и фитосанитарных показателей зерна (аналог ГОСТ). Одной из важных задач, стоящих перед ведомством, также является предотвращение рисков и управление ими. Для этой цели BVL тесно взаимодействует с Федеральным институтом оценки рисков (BfR).


BfR занимается научной работой в сфере безопасности продуктов питания и готовит доклады для соответствующих ведомств (прежде всего для BVL), в которых описываются риски и предлагаются пути их минимизации. BfR, как и BVL, имеет в подчинении различные национальные референтные лаборатории (по микотоксинам, по ГМО, по тяжелым металлам, по остаточному содержанию пестицидов, по вирусам и бактериям и др.). Их задача – методическая поддержка лабораторий в федеральных землях, округах и городах, которая достигается благодаря высокой технической оснащенности и подготовленности персонала. Эти лаборатории являются связующим звеном между системой общеевропейского и национального лабораторного контроля и занимаются унифицированием методов исследований. Также национальные референтные лаборатории могут проводить контрольные исследования материала для региональных лабораторий, когда идентичные пробы отправляют в разные лаборатории, а затем сравнивают с нормативными результатами и при необходимости дают рекомендации по оптимизации методов исследования, если результаты отличаются.


Помимо BfR, министерству подчинены еще несколько институтов, занимающихся отраслевыми исследованиями. В области обеспечения качества, безопасности и фитосанитарных требований зерновой продукции это Институт им. Юлиуса Кюна (Julius-Kühn-Institut, JKI) и Институт им. Макса Рубнера (Max Rubner-Institut, MRI). Институт им. Юлиуса Кюна занимается исследованиями и оценкой рисков в области здоровья растений и карантина, а Институт им. Макса Рубнера – биоинжинерией и исследованиями в сфере безопасности и качества зерна. Национальные референтные лаборатории не занимаются исследованиями материала в рамках надзорных функций. Согласно разделению полномочий органов федеральной и региональной власти в Германии, эти функции находятся в ведении соответствующих органов контроля продукции федеральных земель и служб безопасности растений, которые подчинены министерству конкретной федеральной земли и располагают рядом лабораторий. Оба института предоставляют научные консультации федеральным органам по вопросам, входящим в их компетенцию. В состав институтов также входят две референтные лабортории: по карантинным объектам (входит в JKI) и по нематодам (входит в MRI).


Все лаборатории в Германии, в которых проводятся исследования безопасности, качества и соответствия фитосанитарным нормам, аккредитуются Немецким аккредитационным органом (Deutsche Akkre d i t i e rung s s t e l l e , DAkkS). Аккредитация проходит в соответствии со стандартом ISO/IEC 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Последняя версия стандарта была опубликована в декабре 2017 года, однако любая лаборатория, аккредитованная по стандарту 2005 года, может не проходить повторной аккредитации в течение всего переходного периода, который продлится до 2020 года.


Важным органом в системе контроля за аграрным рынком является Федеральное агентство по сельскому хозяйству и продовольствию (Bundesanstalt für Landwirtschaft und Ernährung, BLE, далее – агентство). У BLE широкий круг задач, среди которых проведение закупочных интервенций на рынке зерна, сбор статистических данных в области сельского хозяйства, анализ аграрного рынка, контроль маркировки сельскохозяйственной продукции и др. Совместно с территориальными органами таможенной службы агентство занимается выдачей лицензий на импортную аграрную продукцию, которые дают разрешение на импорт. Стоит отметить, что запрашивать у агентства лицензию имеют право только зарегистрированные в ЕС компании. Полученная лицензия действительна на всей территории ЕС. В анкете на лицензию необходимо указывать следующие данные: страна-экспортер, объем поставки, код товара по комбинированной номенклатуре и др.



Другим органом, контролирующим ввоз зерна и продуктов его переработки, является подчиненная Министерству финансов Федеральная таможенная служба Германии (Bundeszollverwaltung, Zoll, далее – ФТС). Совместно со службами безопасности растений федеральных земель и округов и органами контроля пищевой продукции ФТС осуществляет функции контроля за импортом товаров на территорию ЕС. Также таможенная служба занимается вопросами сбора импортных пошлин.


Согласно закону «О защите культурных растений» импортируемое зерно может быть завезено только через определенные таможенные пункты, обладающие достаточным оборудованием, чтобы обеспечить надлежащий контроль ввозимого товара. Крупнейшими из этих пунктов являются таможни в портах Гамбурга и Бремена. Помимо контроля непосредственно товара, таможенная служба осуществляет контроль сопроводительных документов, таких как лицензия на ввоз, сертификат происхождения и др.


Органы таможенного контроля тесно взаимодействуют с органами федеральных земель в сфере безопасности и контроля качества продукции.


Система контроля в области продуктов питания в Германии базируется на семи принципах (рис. 2).


Главным является принцип ответственности производителей и распространителей. Каждый производитель, вне зависимости от типа пищевого (или фуражного) продукта, отвечает за безупречное качество своего товара. Это достигается посредством таких методов, как, например, собственная система контроля качества на предприятии. Если этот принцип не соблюдается, товар выводится с рынка.


Таким образом, компании, участвующие в производстве и распространении продуктов питания, имеют возможность выявлять риски и располагают четкой структурой действий по их предотвращению. Второй принцип – принцип прослеживаемости товаров. С 2005 года все компании пищевой индустрии стран – членов ЕС обязаны документально фиксировать, откуда и куда поставляются продукты питания и/или их компоненты. Таким образом, в случае выявления загрязнения и заражения может быть быстро найден источник. Третий принцип состоит в необходимости государственного контроля. С тем чтобы законодательство в области пищевых продуктов соблюдалось, государственные органы федеральных земель осуществляют соответствующий контроль. Особый надзор ведется за системой контроля качества и безопасности пищевой продукции на предприятии, а также за импортируемыми товарами. Он происходит посредством отбора проб на различные исследования.


Четвертым является принцип упреждения. Угрозы и риски не всегда могут быть исчерпывающе оценены научными методами, особенно когда речь идет о впервые обнаруженных контаминантах. В этом случае действует принципупреждения, в соответствии с которым органы власти могут принимать упредительные меры, чтобы минимизировать возможные риски, до тех пор пока не появится научное обоснование опасности или безопасности вещества.


Пятый принцип заключается в независимой научной оценке рисков. Соблюдение этого принципа позволяет своевременно оценить, насколько высок или незначителен риск использования продуктов для здоровья потребителей. На федеральном уровне этим занимается Федеральный институт оценки рисков (Bundesinstitut für Risikobewertung, BfR).


Шестой принцип основан на разделении контроля и оценки рисков. Оценка рисков – задача научного сообщества, а контроль – органов власти и политиков. Сначала ученые проводят независимую оценку рисков, и только потом политики и государственные органы приступают к управлению (контролю) рисками. Задачи по контролю рисков включают такие мероприятия, как определение круга необходимых мер, идентификация наиболее подверженных риску групп населения, установление допустимого риска и его последствий и др. Главным органом по управлению рисками в сфере сельского хозяйства в Германии является Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства, которое работает в тесном взаимодействии с Федеральным ведомством защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции. Министерство принимает решения на основании оценок Федерального института оценки рисков.


Седьмой принцип закрепляет правила коммуникации рисков. Политики, участники экономической деятельности и научное сообщество открыто обсуждают вопросы, связанные с рисками. Посредством взаимодействия со СМИ органы власти информируют общественность о возникающих угрозах и принимаемых мерах. Кроме того, в Германии действует интернет-портал, на котором размещается актуальная информация о продуктах, не соответствующих требованиям безопасности (www. lebensmittelwarnung.de).


На региональном уровне функционируют 16 министерств, занимающихся, среди прочего, вопросами контроля безопасности и качества продукции и законодательным регулированием этой сферы. Поскольку Германия является федеративным государством, регионам предоставлено право дополнять и конкретизировать рамочные положения законодательных актов, если это не противоречит федеральным законам. Министерства осуществляют общее руководство политикой в области безопасности и качества пищевых продуктов и взаимодействуют с федеральными органами.


Министерствам подчинены службы безопасности растений федеральных округов и органы контроля пищевой продукции федеральных земель. В городских округах и других административных единицах, как правило, есть свои органы, осуществляющие полномочия по контролю пищевой продукции. Они располагают соответствующими лабораториями и при необходимости запрашивают поддержку у национальных референтных лабораторий.


Главным ориентиром в системе контроля качества на предприятии является Система анализа рисков и критические контрольные точки (Hazard Analysis and Critical Control Points – Konzept, HACCP). Эта система включает в себя последовательность действий:


  • анализ угроз;
  • идентификация критических контрольных точек;
  • определение критических значений;
  • внедрение системы контроля;
  • введение системы корректирующих действий в случае отклонений;
  • построение системы оценки результатов;
  • формирование документов.

Оставить запрос на звонок