По информации Белгородского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна», в прошлом году Россия установила рекорд по экспорту подсолнечного масла, он составил более 1 млн тонн. Глава Минсельхоза России Николай Федоров заявил: «Произошла настоящая масличная экспортная революция. Подсолнечному маслу ВТО не помеха. Наоборот, необходимо использовать преимущества Всемирной торговой организации для наращивания экспортного потенциала российской сельхозпродукции».

 

Но история коммерческого успеха российских производителей подсолнечного масла началась много раньше. Еще в 1829 году Даниил Семенович Бокарев, простой крестьянин из слободы Алексеевка Воронежской губернии (ныне Белгородская область), хорошо знавший процесс добывания льняного, конопляного и кедрового масел, придумал способ получения масла из семян подсолнечника, приспособив для этого простейший деревянный пресс.

 

В 1833 году местный купец Папушин, получив дозволение владельца Алексеевки графа Шереметьева, при содействии Бокарева построил первый завод, на котором получали подсолнечную «олию». Завод этот работал от конного привода 150 дней в году, и выход масла из пуда семян составлял 17―18%, а средняя производительность достигала 1 тыс. пудов масла в сезон. Так было положено начало промышленному производству подсолнечного масла в России…

 

На следующий год такой же завод построил уже сам Бокарев. Местные купцы и крестьяне быстро «распробовали» коммерчески выгодную сельскохозяйственную новинку, и далее оставалось только удивляться темпам, которыми развивалось в Алексеевке производство подсолнечного масла. Так, уже в 1841 году 2 тыс. пудов алексеевского масла были впервые отправлены за границу. К 1851 году в слободе работало 16 заводов на конной тяге производящих подсолнечное масло.

 

В начале 1860-х годов подсолнечное масло из Алексеевки уже регулярно отправлялось большими партиями в Санкт-Петербург, Москву, Киев и другие города. Скоро до Алексеевки донеслись и веяния технического прогресса: в 1886 году купец Евреинов построил первый паровой маслобойный завод; следом за Евреиновым заводом с паровой машиной обзавелся и местный землевладелец Бибиков. С появлением мощных паровых машин положение сильно изменилось. Мелкие кустарные предприятия уже не выдерживали конкуренции: их масло было плохо отфильтровано, давало большой осадок, и цена на некачественное масло с каждым годом падала. А вот алексеевское масло, произведенное на хорошо оборудованных заводах, славилось на всю Россию и пользовалось стабильным спросом.

 

С тех пор прошло почти два столетия, за которые случилась не одна политическая и техническая революции. Теперь подсолнечное масло и в России, и во всем мире производится на самом высокотехнологичном оборудовании. Но история хранит память о том простом деревянном прессе, с помощью которого в далеком 1829 году безвестным крепостным крестьянином были добыты самые первые капли подсолнечного масла.

 

Сегодня некогда маленькая слобода Алексеевка ― неофициальная столица подсолнечного масла, ставшего подлинно национальным продуктом. У многовековой истории и сейчас есть продолжение: здесь располагается один из крупнейших производителей подсолнечного масла в России ОАО «ЭФКО». Доля Алексеевки в общероссийском производстве подсолнечного масла в настоящее время превышает 15%.

 

Компания «ЭФКО» является постоянным заказчиком Белгородского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» уже на протяжении многих лет. Из года в год предприятие заключает с филиалом договоры на подтверждение качества и безопасности подсолнечника и продуктов его переработки.

 

В целом, с начала 2013 года специалистами Белгородского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» проанализирована 61 проба подсолнечника массой 88,1 тыс.тонн, 39 проб шрота подсолнечного объемом 55,7 тыс.тонн и 24 пробы жмыха подсолнечного весом 18,8 тыс.тонн. С сертификатами качества на внутренний рынок отгружено 40,8 тыс.тонн подсолнечника и 49,7 тыс.тонн шрота подсолнечного, на экспорт ― 12,8 тыс.тонн шрота подсолнечного.

 

Из всего количества исследованных проб маслосемян 20 проб от партий общей массой 13,2 тыс.тонн не соответствовало требованиям нормативной документации по показателям качества и безопасности, отмечается в информации Белгородского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна».