Мировой рынок сельскохозяйственных товаров и продовольствия является одним из наиболее значимых в структуре международной торговли, где главным продуктом по-прежнему остается зерно. Зерновой сектор составляет основу и российского АПК, обеспечивая как внутреннюю стабильность рынка, так и продовольственную безопасность ряда развивающихся стран

Россия — один из крупнейших экспортеров зерна: география поставок отечественных зерновых и зернобобовых культур, а также продуктов их переработки охватывает более 150 стран. Традиционными потребителями являются страны Ближнего Востока и Африки, а лидерами по импорту российской зерновой продукции — Турция, Египет, Саудовская Аравия, страны ЕС, Нигерия, Азербайджан и др. 

Продовольственный кризис

Обострение политических отношений между Россией и Украиной —ведущими поставщиками продуктов питания и удобрений на мировые рынки — оказало прямое влияние на динамику мировых цен на зерно и установило барьеры, негативно отразившиеся на экспорте. Большое количество стран — импортеров продовольствия и удобрений, многие из которых относятся к группам наименее развитых государств и стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия (например, Судан, Уганда, Эфиопия, Непал и др.), зависят от российских и украинских поставок. Они вынуждены искать альтернативные источники импорта для удовлетворения своих потребностей в продовольствии. Обеспечение вывоза пшеницы с более доступных направлений имеет для этих стран решающее значение, а выбор поставщиков агротоваров другого происхождения влечет за собой увеличение транспортных и операционных расходов, особенно в таких странах, как Египет, Турция, Бангладеш, Ливан и др., которые традиционно полагаются на поставки Черноморского региона в силу их географической близости. 

По данным UNCTAD, 25 африканских стран, включая наименее развитые, импортируют более трети необходимой пшеницы из России и Украины. Доля совокупного ввоза из этих стран от общего объема импорта пшеницы, кукурузы, ячменя, подсолнечного масла и семян составляет 25,9% для Турции, 23% — для Китая и 13% — для Индии.

Согласно недавно опубликованному Глобальному докладу о продовольственных кризисах за 2022 год, ожидается, что до 205 млн человек в 45 странах вскоре столкнутся с продовольственным кризисом и будут нуждаться в срочной гуманитарной помощи. В наиболее уязвимом положении остаются Афганистан, Эфиопия, Нигерия, Южный Судан, Сомали и Йемен, поскольку население этих стран либо уже голодает, либо находится под угрозой ухудшения продовольственной ситуации до критически низкого уровня, усугубляемой сложной внутренней экономической и политической обстановкой. Демократическая Республика Конго, Гаити, Кения, Судан, Центрально-Африканская Республика и Пакистан также вызывают очень большую озабоченность в контексте продбезопасности. 

Современные торговые барьеры 

Решение продовольственного вопроса, с которым столкнулось все мировое сообщество, осложняется и геополитическим дискурсом, взятым странами Запада и США в отношении России. Несмотря на заявления США о том, что антироссийские санкции не распространяются на продовольствие и удобрения, до сих пор сохраняются неформальные блокирующие препятствия для банковских расчетов, страхования и логистики. На экспортных возможностях отрицательно сказываются и непрямые санкции — отказ работать с грузами из нашей страны, запрет на заход российских судов в зарубежные порты, закрытие воздушного пространства. В современных условиях происходит перестройка всех логистических маршрутов, которые становятся длиннее и, как следствие, дороже.

В свою очередь, блокировка прямых финансовых транзакций с Россией, отключение системообразующих банков от SWIFT и платежных систем Visa и MasterCard тоже замедлили и усложнили экспорт зерна. В феврале Евросоюз изучал возможность снятия санкций с АО «Российский сельскохозяйственный банк» (обслуживает большую часть всех сделок с удобрениями и продовольствием) и переподключения его к системе SWIFT для облегчения экспорта агропродукции. Сделать данный шаг для восстановления связей с банками-корреспондентами для вывоза зерна Россия предложила западным странам еще в начале ноября. 

И все же, несмотря на санкционное давление и ужесточение ряда тарифных и нетарифных ограничительных мер, Россия продолжает осуществлять экспортные поставки зерна по традиционным направлениям, а также совместно со странами-импортерами разрабатывает альтернативные способы осуществления платежей и поставок. Так, в ноябре 2022 года египетский государственный закупщик зерна — Главное управление по поставкам товаров (GASC) — напрямую купил у России 300 тыс. т пшеницы, не объявляя международного тендера (сделка состоялась по итогам частных переговоров). А в январе 2023 года Турция успешно заплатила за российское зерно рублями. 

Магомед Гаургаев — начальник отдела международного анализа ФГБУ «Центр оценки качества зерна»

Опубликовано в журнале "Агроинвестор" № 3

Источник: https://www.agroinvestor.ru/opinion/article/39858-eksport-rossiyskogo-zerna-v-usloviyakh-novogo-geop...