На сайт нашего Учреждения недавно поступил ряд вопросов, с просьбой разъяснить дальнейшее будущее государственного контроля за качеством и безопасностью зерновой продукции в связи с отменой Федерального закона №183-ФЗ. 

Мы считаем необходимым дать развернутые ответы по этим вопросам.


Вопрос:

Благодарю за скорый ответ! Однако, как вы можете прокомментировать информацию, которая публиковалась в некоторых изданиях, о ликвидации вашего Учреждения?

Ответ:

Никаких вопросов о ликвидации ФГБУ «Центр оценки качества зерна» не поднималось, ни в одном органе Федеральной власти. Наше Учреждение продолжает свою работу в рамках полномочий и функций ранее нам предоставленных.

 

 

Вопрос:

Здравствуйте! В некоторых СМИ утверждается о том, что в связи с отменой Федерального закона №183-ФЗ функции государственного контроля за качеством и безопасностью зерна больше не осуществляются!!! Так ли это? Если нет, то кто на данный момент осуществляет эти функции и(или) какой орган будет наделен ими в будущем? Заранее спасибо за ответ!

Ответ:

Еще летом этого года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сделал предложение возродить Государственную хлебную инспекцию. Участники рынка отмечали, что действующая сейчас структура контроля качества зерна позволяет отслеживать только импортно-экспортные операции, а Хлебная инспекция мониторила и внутренний рынок.

Как свидетельствует информация, размещенная сегодня в средствах массовой информации, по планам Минсельхоза России, которые ведомство направило в правительство несколько дней назад, функции государственного контроля за зерном и продуктами его переработки будут и в дальнейшем предоставлены Россельхознадзору.

Минсельхоз России предлагает восстановить все функции, которые ранее выполняла упраздненная в 2004 году Хлебная инспекция. Но в отличии от инспекции Россельхознадзор будет следить за соблюдением требований к безопасности зерна на всех этапах его обработки и транспортировки до поступления в розницу (на этом этапе контролировать начинает Роспотребнадзор), а также проверять качество и проводить мониторинг зерна и продуктов его переработки при закупках для государственных нужд.

Сам процесс воссоздания Хлебной инспекции может быть более длительным, чем решение о ее воссоздании, так как потребует внесения изменений в закон «О зерне». Полный перечень нововведений, которые предстоит внести, как собственно и сам законопроект, еще не готовы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Таким образом, до выхода соответствующего нормативного акта устанавливающего изменения и дополнения в Закон «О зерне», либо в Постановление Правительства РФ  от 4 августа 2005 г. N 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» и от 30 июня 2004 г. N 327 «Об утверждении положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», органом, сегодня исполняющим полномочия по, надзору и контролю за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки является Россельхознадзор и подведомственные ему учреждения, находящиеся в основных зернопроизводящих регионах страны, портах и погран-переходах (всего более 60).

Головным Учреждением в этой сфере, является ФГБУ «Центр оценки качества зерна», который не только не намерены ликвидировать, но и с выходом обновленного закона «О зерне», планируют наделить более широкими полномочиями.

Кроме того, касательно редких утверждений узкомыслящих участников рынка в вопросах гармонизации систем государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки с законодательством основных стран-производителей зерна и стран Таможенного союза, о ненужности сопровождающих сертификатами качества экспортных партий зерна, необходимо отметить следующее.

Основные получатели российского зерна, такие как Египет и Турция, не принимают партии зерна без сопровождения их сертификатами качества, выдаваемыми уполномоченными, подведомственными Россельхознадзору учреждениями. Аграрными ведомствами еще семи стран: Китая, Индии, Таиланда, Пакистана, Вьетнама и других, с Россельхознадзором подписаны соглашения устанавливающие необходимость подтверждения качества и безопасности зерна, поставляемого в эти страны, сертификатами качества государственного образца.


Чистяков Ю.В.,

советник ФГБУ "Центр оценки качества зерна"