100 лет ГХИ: время перемен
В начале 1990-х гг. в России происходили большие изменения – политические, экономические, социальные реформы меняли государственную систему и уклад жизни людей. Переход от административно-командной к рыночной экономике наложил отпечаток и на деятельность Госхлебинспекции.
Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №826 Комитет по хлебопродуктам был упразднен, а на его базе образовано Акционерное общество «Росхлебопродукт». В составе этой коммерческой организации Государственной хлебной инспекции места не нашлось, и территориальные подразделения ГХИ фактически остались без руководящего центра.
Приватизированные хлебоприемные и зернообрабатывающие предприятия по существу оказались в частных руках, которые стали довольно вольно обращаться с хлебопродуктами, в том числе федерального и региональных фондов. Опять возникла необходимость в создании государственного органа контроля за качеством, сохранностью и использованием хлебных продуктов. Правовой фундамент для его образования был заложен в 1993 году с принятием Закона РФ «О зерне». В статье 21 этого Закона было прямо предусмотрено создание Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекции), которая и была образована в феврале 1994 года. Ее руководителем, Главным хлебным инспектором Российской Федерации был назначен талантливый организатор, опытный и высококвалифицированный специалист И.М. Чекмезов.
Рыночная экономика диктовала свои условия, это было очень непростое время, нужно было решать множество инфраструктурных вопросов. Так, сразу возникла проблема с размещением – десятки лет управления Госхлебинспекции, включая лаборатории, находились в помещениях, занимаемых совместно с управлениями хлебопродуктов, элеваторами, мельницами. Приватизация в корне изменила взаимоотношения между родственными организациями, ГХИ теперь либо должна была арендовать помещения, оплата за которые постоянно повышалась, либо искать новое, и это очень осложняло работу инспекторов. Многие лаборатории испытывали недостаток в оборудовании, ни одна из них на тот момент не была аккредитована и аттестована Госстандартом России. Учитывая крайне тяжелое состояние экономики России в те годы, напряженность с наполнением бюджета страны, получить средства на содержание аппарата ГХИ и материально-техническое обеспечение было непросто. Частично проблему финансирования тогда решило разрешение Правительства страны привлекать Росхлебинспекции внебюджетные средства за оказываемые услуги по инспектированию качества хлеба коммерческих ресурсов. И это было новым шагом в развитии ГХИ.
В ноябре 1997 года организации был присвоен статус государственного органа при Правительстве Российской Федерации. Впервые за историю своего существования ГХИ обрела полную самостоятельность и независимость от каких-либо ведомств, получив возможность более объективно оценивать положение дел с качеством хлебных ресурсов, принимать оперативные меры по устранению недостатков. Несмотря на экономические трудности 1990-х гг., большое внимание уделяется подготовке кадров и оснащению лабораторий. В 1995-1997 гг. на базе региональных управлений Росхлебинспекции органами Госстандарта аккредитованы 71 испытательная лаборатория и 55 – как органа по сертификации хлебопродуктов, 143 специалиста из регионов обучены и аккредитованы в качестве экспертов по инспектированию и сертификации зерна и продуктов его переработки, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов и кормовых добавок.
Постепенно круг полномочий и задач организации расширялся. Например, одним из направлений деятельности в те годы было проведение обязательного государственного контроля качества зерна и продуктов его производства при отгрузках в районы Крайнего Севера, Москву и Санкт-Петербург, военным и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, экспортно-импортных операциях с выдачей сертификатов.
Немного статистики. В 1994 г. было проинспектировано 5 млн тонн зерна и продуктов его переработки, в 1990 г. –16 млн тонн, в 2002 г. – 29,7 млн тонн. Нагрузка на одного госхлебинспектора в 1999 г. составляла от 20 до 33 тыс. тонн, в 2002 г. – до 70 тыс. тонн.
В условиях экономических реформ Правительство РФ возложило на Росхлебинспекцию выдачу и аннулирование лицензий на осуществление деятельности по закупкам, поставкам, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его производства для государственных нужд, был разработан механизм лицензирования. Примечательно, что в своем послании Федеральному Собранию в 1998 году Президент России Б.Н. Ельцин отдельно остановился на лицензировании: «Роль регулятора лицензирование выполняет лишь в том случае, если получение лицензии в последующем сопровождается государственным контролем».
Росхлебинспекция в эти годы совместно с Госстандартом, Торговой инспекцией, Санэпиднадзором, Союзом потребителей проводит работу в отдельных регионах по контролю качества хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий на предприятиях разных форм собственности, в том числе малого бизнеса, выявляя грубые нарушения технологического процесса, неудовлетворительного санитарного состояния производственных и складских помещений и другие. По соглашению с Торговой инспекцией проводятся проверки качества муки и крупы на мукомольных и крупяных предприятиях, а также в организациях торговли. Таким образом, права населения на потребление качественных хлебопродуктов были под защитой.
Активно в те годы развивалось международное сотрудничество, устанавливались межгосударственные связи с зерноторговыми и хлебоинспекционными организациями зарубежных стран, проводился обмен опытом по вопросам стандартов на зерно, методов оценки его качества и сертификации, регулирования операций с зерном. Со многими странами обновлены ранее подписанные соглашения о сотрудничестве на двусторонней основе.
Экспорт российского зерна в те годы осуществляется в страны Европы – до 40% от общего объема экспорта, Северной Африки – 28%, Ближнего Востока – 19%, в страны СНГ – 14%. Выданные Росхлебинспекцией сертификаты качества зерна и хлебопродуктов признаются на мировом рынке.
Обширная деятельность Росхлебинспекции в 1990-х-начале 2000-х гг. заложила основу для дальнейшего развития службы государственного контроля за зерном и продуктами его переработки в современном ее виде.
По материалам
книги И.М. Чекмезова «75 лет Госхлебинспекции. Вчера, сегодня, завтра»
и книги "80 лет Государственной хлебной инспекции. История и перспективы развития"
Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №826 Комитет по хлебопродуктам был упразднен, а на его базе образовано Акционерное общество «Росхлебопродукт». В составе этой коммерческой организации Государственной хлебной инспекции места не нашлось, и территориальные подразделения ГХИ фактически остались без руководящего центра.
Приватизированные хлебоприемные и зернообрабатывающие предприятия по существу оказались в частных руках, которые стали довольно вольно обращаться с хлебопродуктами, в том числе федерального и региональных фондов. Опять возникла необходимость в создании государственного органа контроля за качеством, сохранностью и использованием хлебных продуктов. Правовой фундамент для его образования был заложен в 1993 году с принятием Закона РФ «О зерне». В статье 21 этого Закона было прямо предусмотрено создание Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекции), которая и была образована в феврале 1994 года. Ее руководителем, Главным хлебным инспектором Российской Федерации был назначен талантливый организатор, опытный и высококвалифицированный специалист И.М. Чекмезов.
Рыночная экономика диктовала свои условия, это было очень непростое время, нужно было решать множество инфраструктурных вопросов. Так, сразу возникла проблема с размещением – десятки лет управления Госхлебинспекции, включая лаборатории, находились в помещениях, занимаемых совместно с управлениями хлебопродуктов, элеваторами, мельницами. Приватизация в корне изменила взаимоотношения между родственными организациями, ГХИ теперь либо должна была арендовать помещения, оплата за которые постоянно повышалась, либо искать новое, и это очень осложняло работу инспекторов. Многие лаборатории испытывали недостаток в оборудовании, ни одна из них на тот момент не была аккредитована и аттестована Госстандартом России. Учитывая крайне тяжелое состояние экономики России в те годы, напряженность с наполнением бюджета страны, получить средства на содержание аппарата ГХИ и материально-техническое обеспечение было непросто. Частично проблему финансирования тогда решило разрешение Правительства страны привлекать Росхлебинспекции внебюджетные средства за оказываемые услуги по инспектированию качества хлеба коммерческих ресурсов. И это было новым шагом в развитии ГХИ.
В ноябре 1997 года организации был присвоен статус государственного органа при Правительстве Российской Федерации. Впервые за историю своего существования ГХИ обрела полную самостоятельность и независимость от каких-либо ведомств, получив возможность более объективно оценивать положение дел с качеством хлебных ресурсов, принимать оперативные меры по устранению недостатков. Несмотря на экономические трудности 1990-х гг., большое внимание уделяется подготовке кадров и оснащению лабораторий. В 1995-1997 гг. на базе региональных управлений Росхлебинспекции органами Госстандарта аккредитованы 71 испытательная лаборатория и 55 – как органа по сертификации хлебопродуктов, 143 специалиста из регионов обучены и аккредитованы в качестве экспертов по инспектированию и сертификации зерна и продуктов его переработки, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов и кормовых добавок.
Постепенно круг полномочий и задач организации расширялся. Например, одним из направлений деятельности в те годы было проведение обязательного государственного контроля качества зерна и продуктов его производства при отгрузках в районы Крайнего Севера, Москву и Санкт-Петербург, военным и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, экспортно-импортных операциях с выдачей сертификатов.
Немного статистики. В 1994 г. было проинспектировано 5 млн тонн зерна и продуктов его переработки, в 1990 г. –16 млн тонн, в 2002 г. – 29,7 млн тонн. Нагрузка на одного госхлебинспектора в 1999 г. составляла от 20 до 33 тыс. тонн, в 2002 г. – до 70 тыс. тонн.
В условиях экономических реформ Правительство РФ возложило на Росхлебинспекцию выдачу и аннулирование лицензий на осуществление деятельности по закупкам, поставкам, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его производства для государственных нужд, был разработан механизм лицензирования. Примечательно, что в своем послании Федеральному Собранию в 1998 году Президент России Б.Н. Ельцин отдельно остановился на лицензировании: «Роль регулятора лицензирование выполняет лишь в том случае, если получение лицензии в последующем сопровождается государственным контролем».
Росхлебинспекция в эти годы совместно с Госстандартом, Торговой инспекцией, Санэпиднадзором, Союзом потребителей проводит работу в отдельных регионах по контролю качества хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий на предприятиях разных форм собственности, в том числе малого бизнеса, выявляя грубые нарушения технологического процесса, неудовлетворительного санитарного состояния производственных и складских помещений и другие. По соглашению с Торговой инспекцией проводятся проверки качества муки и крупы на мукомольных и крупяных предприятиях, а также в организациях торговли. Таким образом, права населения на потребление качественных хлебопродуктов были под защитой.
Активно в те годы развивалось международное сотрудничество, устанавливались межгосударственные связи с зерноторговыми и хлебоинспекционными организациями зарубежных стран, проводился обмен опытом по вопросам стандартов на зерно, методов оценки его качества и сертификации, регулирования операций с зерном. Со многими странами обновлены ранее подписанные соглашения о сотрудничестве на двусторонней основе.
Экспорт российского зерна в те годы осуществляется в страны Европы – до 40% от общего объема экспорта, Северной Африки – 28%, Ближнего Востока – 19%, в страны СНГ – 14%. Выданные Росхлебинспекцией сертификаты качества зерна и хлебопродуктов признаются на мировом рынке.
Обширная деятельность Росхлебинспекции в 1990-х-начале 2000-х гг. заложила основу для дальнейшего развития службы государственного контроля за зерном и продуктами его переработки в современном ее виде.
По материалам
книги И.М. Чекмезова «75 лет Госхлебинспекции. Вчера, сегодня, завтра»
и книги "80 лет Государственной хлебной инспекции. История и перспективы развития"
13.07.2023