Государственный контроль качества и безопасности зерна в России необходимо усиливать! Таково мнение большинства участников круглого стола – представителей власти, науки и бизнеса, собравшихся на днях в Раменском центре оценки качества зерна. И дело не только в резко возросшем экспортном потенциале. Речь, прежде всего, о внутреннем рынке и национальной продовольственной безопасности.

Задачи государства сегодня весьма обширны, считает Алексей Алексеенко помощник руководителя федеральной службы «Россельхознадзор»: «Мы должны обеспечивать и экспорт зерна, причем на хороших условиях, и грамотное использование зерновых ресурсов внутри страны, то есть восстанавливать свою комбикормовую промышленность, запускать новые отрасли в животноводстве, смежников напрягать, чтобы зернопроизводство послужило толчком для развития других отраслей сельского хозяйства». 

А поскольку это вопрос национальной безопасности, все более очевидным становится тот факт, что государство должно выполнять не только роль регулятора рынка, но и гаранта этой безопасности – для потребителя, который должен получать безопасную пищевую продукцию, гаранта безопасности для бизнеса, для инвестиций.

Технически Россельхознадзору сегодня это обеспечить вполне по силам. Ведомство оснащено всем необходимым для осуществления контролирующей функции. И даже удается не только сохранять, но и наращивать кадровый потенциал, отметила ректор московского государственного университета им. К. Г. Разумовского Валентина Иванова: «Здесь уровень работы, качества оценки, лабораторий, оснащения оборудованием говорит о том, как мы должны совершенствовать наш учебный процесс, менять программы обучения. Очень приятно, что есть выпускники нашего университета, которых я встретила здесь, которые говорят – «Мы ваши! Студенты бывшие!» - Меня это порадовало и, порадовало то, что ребята говорят, что даже не ожидали, что сегодня на таком уровне в направлении агропромышленной переработки можно выстраивать бизнес, выстраивать работу».

Однако практическое решение ряда ключевых вопросов производства и переработки зерна требует не только технического и кадрового обеспечения, говорит Алексей Алексеенко: «Речь идет о достаточно широком юридическом поле, на котором одновременно работают и государственные структуры и множество частных компаний – производители, переработчики. То есть речь должна идти о создании нормального юридического поля, которое будет регулировать интересы всех участников».

Но на данный момент это самое поле попросту отсутствует. Правда, за отгружаемым за пределы России зерном ведется жесточайший контроль и, нареканий со стороны стран покупателей к нам не очень много, многие даже не проводят встречных проверок – нам доверяют. А вот на внутреннем рынке ситуация иная. 

Где же логика, недоумевает директор центра оценки качества зерна Александр Хатунцов: «Закон о зерне» Российской Федерации сегодня умещается на одном листочке формата А4. Если для сравнения взять законодательную базу США – лидера по объемам производства и экспорта зерна – их Закон на 190 страницах и там прописано все досконально. Это не дает возможности, как недобросовестному экспортеру или производителю вести себя неподобающим образом, а государству позволяет занять верную позицию в отношении производства, поскольку в этом юридическом документе четко прописаны права и ответственность сторон». 

Кто-то когда-то очень «демократично» решил, что в России рынок сам расставит все по местам. Контроль государства посчитали избыточным, а пример «либеральных» Европы и Америки оставили без внимания. В результате выборочные проверки показывают – треть зерна и ряда продуктов его переработки сегодня не соответствуют заявляемому (это у нас делается декларативно) качеству. 30% сегодня против 0.3 - 1% времен работы Росгосхлебинспекции.  

Так о какой продовольственной безопасности идет речь? 

Справедливости ради не будем сгущать краски, большую часть из 30% зернового потока, не соответствующую заявленному качеству еще можно доработать и превратить в нормальный безопасный продукт. Но кто и как в отсутствии нормального законодательства это должен делать и сделает?

Источник: Крестьяские ведомости