– Дела на селе совсем невеселые. Только за последний месяц цена на пшеницу вне зависимости от классности упала в среднем на 300–400 рублей, – рассказывает Сергей Топчиев, директор «Панкрушихинского агропромснаба». – Приходится отдавать зерно по себестоимости. А нам по кредитам платить надо, с работниками за уборочную рассчитываться. Как выкручиваться в этой ситуации?

С такой проблемой столкнулись многие хозяйства края. Это неудивительно. Если верить статистике, пшеница с декабря прошлого года подешевела более чем на 40%. То ли еще будет, уверяют эксперты. По их прогнозам, реализовать зерно в ближайшее время станет еще сложнее, пишет Алтапресс.

 

Непозитивная стабильность

Как сообщает Национальный союз зернопроизводителей, цены на зерновые культуры в России стабилизировались. В Поволжье, на Урале и в Сибири цена на пшеницу прекратила падение, а на продовольственную рожь начала расти. Но вряд ли такая «стабильность» радует алтайских крестьян.

В настоящий момент цена на пшеницу в крае варьируется от 3,7 до 4,5 тыс. рублей за тонну. Серьезный обвал произошел на гречиху. Если в октябре покупатели за тонну давали 20 тыс. рублей, то теперь не готовы предложить и половины этой суммы. Даже подсолнечник, который для многих хозяйств в период нестабильности цен являлся своеобразной «подушкой безопасности», перестает быть таковой.

Несладко и производителям сахарной свеклы. По сравнению с прошлым годом она подешевела более чем на 20%. Но если стоимость подсолнечника и свеклы может постепенно увеличиться (ее поддерживает спрос как со стороны местных переработчиков, так и приезжих покупателей из других регионов), то цена на пшеницу, скорее всего, останется низкой.

 

В конкурентной среде

Почему так происходит? Эксперты вспоминают фундаментальный закон спроса и предложения. По словам Олега Суханова, аналитика Института конъюнктуры аграрного рынка, в текущем году в мире образовался рекордный запас пшеницы – более 200 млн. тонн. Это значит, что за каждого покупателя основные поставщики зерна – США, Аргентина, Франция, Россия – будут биться не на жизнь, а насмерть.

– В начале года были заявления, что вернуться на рынок после за­прета экспорта российским поставщикам будет сложно. Все это глупости, — считает Олег Суханов. — Определяющим фактором на этом рынке является цена. Россия стартовала с достаточно низких ценовых уровней. Но, не желая отдавать все контракты России, на рынок вышли с дешевым зерном Украина и Казахстан. Они и будут нашими главными конкурентами.

У некоторых может возникнуть вопрос: при чем тут мировой рынок и далекий Алтайский край? Дело в том, что в нашей стране нет высокой рождаемости, а отрасль животноводства как основной потребитель фуражного зерна не демонстрирует высоких темпов развития. Все это приводит к тому, что из года в год мы производим больше, чем сами в состоянии съесть. К примеру, в этом сезоне в России имеется более 100 млн. тонн зерна, при этом внутреннее потребление равно всего 69 млн. тонн. В итоге экспорт становится единственным стабильным рынком сбыта. А внутрироссийские цены на зерно зависят от мировых.

Надо признать, что в текущем сезоне на зерновом рынке Сибири также сложилась достаточно напряженная ситуация. При нынешнем урожае зерна в 14,7 млн. тонн  профицит составляет 5,5 млн. тонн. Это максимальный показатель за последние годы.

В СФО практически все регионы вышли на уровень самообеспечения. Красноярский край, например, стал основным поставщиком зерна в соседние субъекты. Подобная ситуация сложилась в Кузбассе.

Притесняет алтайских производителей и Казахстан. В этом сезоне республика вывезет до 10 млн. тонн зерна. Около 2 млн. из них пройдет транзитом через Россию в порт Новороссийска, часть будет отправлена в Ирак и Иран. Все же остальное зерно может оказаться в Сибири.

 

Условия диктует государство

Какие перспективы остаются у алтайских сельхозпроизводителей? 29 ноября в регионах Сибири и Урала начались зерновые интервенции. В этом году они впервые включают в себя механизм обратного выкупа. У аграриев есть возможность продать свою продукцию государству, а когда цена на свободном рынке будет приемлемой, выкупить ее обратно, возместив при этом расходы по хранению. Минимальная цена на пшеницу III класса установлена Минсельхозом на уровне 4,7 тыс. рублей за тонну, на пшеницу IV класса 4,4 тыс. рублей за тонну. При этом во время торгов цена будет идти на понижение. Оценить эффективность подобных торгов сложно: для России они в новинку. Но в условиях низкого спроса на зерно крестьянам приходится соглашаться даже на эти условия.

 

Источник: IDK.Эксперт