Международный опыт обеспечения качества и безопасности  зерна и продуктов его переработки

 

А.В. Хатунцов, директор ФГБУ «Центр оценки качества зерна», кандидат экономических наук

 

Летом этого года ожидается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это налагает большую ответственность на производителей и особенно на экспортеров продукции, в т.ч. зерна и продуктов его переработки, по обеспечению их высокого качества и безопасности. Даже одна поставка за рубеж некачественной и опасной продукции может обернуться для России потерей репутации надежного поставщика.

В текущем сельскохозяйственном году наша страна вошла в тройку лидеров по экспорту зерна.  В 2011 году по данным Министерства сельского хозяйства США лидируют по объему продаж зерна США – 24,5 млн.т., затем Австралия – 21,5 млн.т. и Россия – 19,0 млн.тонн. И при этом следует учесть, что до июня 2011 г. в России действовал запрет на экспорт зерна.

По данным ФГБУ «Центр оценки качества зерна», одного из структурных подразделений Россельхознадзора, в 2011 году было проверено качество и безопасность 20,6 млн. тонн зерна и продуктов его переработки. Эта зерновая продукция широкого ассортимента, включающего 56 наименований, экспортировалась с сертификатами качества, выданными ФГБУ «Центр оценки качества зерна», в  90 стран мира. 

Получатели российского зерна и продуктов его переработки удовлетворены не только ценой товара, но и его качеством. Этому во многом способствует тщательная проверка специалистами Россельхознадзора качества и безопасности каждой партии зерна и продуктов его переработки, направляемых на экспорт. 

Государственные гарантии качества зерна – это международная практика большинства крупных зерновых держав, входящих в ВТО.

 

Как выглядит в настоящее время Россия на фоне этих государств в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки?

На протяжении более восьмидесяти лет в России контроль качества зерна и продуктов его переработки осуществляла Государственная хлебная инспекция (ГХИ), основной целью которой было обеспечение населения Российской Федерации и зарубежных покупателей качественным зерном и продуктами его переработки. В 2005 году ГХИ была упразднена, а большинство ее функций передано новому ведомству – Россельхознадзору.

В июле 2011 года для участников зернового бизнеса произошли значительные изменения. Это связано с принятием двух федеральных законов (от 18.07.2011 N 242-ФЗ и  от 19.07.2011 № 248-ФЗ), которые практически отменяют государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, предусмотренный законом «О зерне» и Федеральным законом «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки».

Могут ли способствовать такие решения  улучшению имиджа России, как одного из ведущих экспортеров зерна?

Посмотрим, как организован контроль качества в ведущих зерновых державах и странах Таможенного Союза.

 

Канадское законодательство в этой области совершенствовалось на протяжении столетия. Канадский закон «О зерне» - фундаментальный перечень обязательных требований (48 глав на 81 странице), который регламентирует практически все аспекты производства, хранения, переработки, реализации и контроля зерна.

Контроль зерна при отгрузках осуществляет созданная в 1912 году Канадская зерновая комиссия, которая является хозрасчетным учреждением, находящимся в подчинении Министерства сельского хозяйства и Правительства Канады. 

Основными функциями канадской зерновой комиссии являются:

- обеспечение объемов поставок, контроль качества при перевозках зерна на элеваторы и зерноперерабатывающие предприятия;

- сертификация при отгрузке зерна на экспорт;

- контроль веса;

- проверка правильности расчетов с фермерами за поставленное на элеваторы зерно; - обеспечение качества зерна путем утверждения стандартов и классификаторов; - испытание перспективных новых сортов;

- установка стандартов для сорта;

- мониторинг качества зерна нового урожая.

Участники зерновой отрасли Канады, в т.ч. организации и их работники  должны иметь лицензию, выдаваемую Канадской зерновой комиссией, а чтобы ее получить, они должны соответствовать требованиям закона Канады «О зерне».  При этом Комиссия выступает гарантом в случае возникновения рисков. При  разногласиях между продавцом и покупателем по качеству и безопасности зерна, заключение Комиссии является решающим и окончательным.

В Канаде недопустимо наличие зараженного зерна на элеваторах, и хранитель, у которого такое выявляется, подвергается штрафу.

Экспорт зерна осуществляется только через пшеничный Комитет.

В Канаде за несоблюдение законодательства предусмотрен штраф до 250 тыс. долларов или лишение свободы на срок до 2 лет, или и то и другое.  Более того, человек, на которого была зарегистрирована недобросовестная компания, в дальнейшем не может открыть аналогичный бизнес.

В результате, канадское зерно высоко котируется на мировом зерновом рынке.

 

В США Закон о стандартах на зерно состоит из четырех частей на 190 страницах, в которых даны официальные требования к  качеству и безопасности зерна, процедурам инспектирования качества зерна и взвешивания, лицензирования деятельности по  обороту зерна и многое другое.

Федеральная зерновая инспекция США является агентством Министерства сельского хозяйства США. Государственный контроль безопасности и качества зерна и комбикормов осуществляется как на Федеральном уровне, так и на уровне штатов США в соответствии с Законами, принятыми Конгрессом США, и Законами штатов США.

Федеральная зерновая инспекция – единственная организация, уполномоченная отбирать образцы при отгрузке зерна на экспорт и выдавать сертификаты качества, сертификата веса и сертификата штивки (укладки продукции в судно). В случае отсутствия данных документов, а также несоответствия указанных параметров тем, которые были заявлены в документе, отгрузка товара на экспорт запрещается.

В США мерами наказания за несоблюдение законодательства могут быть штраф в размере 20 тыс. долларов или лишение свободы до 5 лет, или оба наказания.

Благодаря выстроенной государственной системе в области производства и оборота зерна, в том числе через деятельность старейших зерновых инспекций (канадской - 1912 г. и американской - 1916 г.), эти государства стали лидерами по экспорту зерна. Важно отметить, что функции, выполняемые этими инспекциями, аналогичны тем, что в Российской Федерации с 1923 по 2004 годы выполняла Государственная хлебная инспекция.

 

Национальное законодательство государств-партнеров Российской Федерации по Таможенному союзу, Казахстана и  Белоруссии, обеспечивает необходимый уровень безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.   В этих государствах созданы национальные системы контроля качества и безопасности на внутреннем рынке. Контроль осуществляется уполномоченными органами государственного управления АПК в рамках жесткого законодательства.

В Казахстане за нарушения в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки применяются штрафы до 250 МРОТ, в Белоруссии – до 20%  стоимости продукции.

Это – позитивные примеры того, как государственная система контроля безопасности зерна может способствовать поддержанию высокой репутации страны на мировых зерновых рынках и развитию национального зернового бизнеса. А вот пример того, к чему приводит разрушение государственной системы контроля за качеством зерна.

 

Украина на протяжении многих лет экспортировала зерно с государственным сертификатом качества. Однако, передоверие сопровождение зернового груза документами о качестве иностранным сюрвейерским компаниям привело к тому, что она  была практически вытеснена с зерновых рынков Египта и Пакистана. Осознав свою ошибку, сегодня Украина возродила национальную хлебную инспекцию, наделив ее широкими полномочиями.

Сейчас мы фактически повторяем ошибку, которую совершили в свое время на Украине.

Отсутствие государственного контроля позволит не только бесконтрольно ввозить в Россию заведомо некачественную продукцию, но и разрушит репутацию нашей страны как надежного экспортера высококачественного зерна. Это не может не сказаться на состоянии всего зернового комплекса страны – инвестиций в производство зерновых и переработку зерна, создание современной инфраструктуры отрасли – портовых сооружение и элеваторов, и т.п. Помимо прочего, это не может не сказаться самым негативным образом на отчисления отрасли в госбюджет и решении актуальнейших социальных проблем села.

Необходимо отметить и другой аспект проблемы. Под видом низкокачественного товара из России будет возможно вывозить самое высококачественное зерно, в результате чего государство недополучит значительные суммы налогов. Кроме того, в стране может возникнуть дефицит качественного зерна для производства высокосортной муки и крупы для внутреннего потребления.

Бесконтрольная передача функции проверки зерна уже сейчас приводит к тому, что частные лаборатории, идя навстречу клиенту, и в погоне за прибылью, выдают результаты испытаний за такой короткий срок, в течение которого невозможно провести исследования по показателям качества и безопасности, т.е. фактически не проводят эти испытания. В дальнейшем это приводит к арбитражным разбирательствам, и в большинстве случаев - к получению потребителями некачественной и опасной продукции. Маржа при этом оседает на счетах недобросовестных участников рынка.

Кроме того, в отличие от сертификата качества, выдаваемого государственными  учреждениями, который содержит все классообразующие показатели качества,  выдаваемые сюрвейерскими организациями отчеты о качестве содержат только номинированные контрактом показатели.

К ввозу некачественной продукции может также привести замена обязательной сертификации на декларирование, предусмотренное Кодексом Таможенного союза. Ведь регистрация деклараций о соответствии проводится зачастую на основе собственных доказательств заявителя без привлечения независимой третьей стороны, которая может подтвердить декларируемое качество результатами  лабораторных исследований.

Система подтверждения соответствия, предусмотренная Федеральным законом «О техническом регулировании», которая в будущем, по мнению некоторых специалистов Минэкономразвития России, должна заменить систему государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, уже сегодня демонстрирует свою несостоятельность.  Так, сопровождаемые декларациями о соответствии, официально зарегистрированными в реестре Ростехрегулирования органами по сертификации, партии зерна и продуктов его переработки массой до 7,5 млн. тонн  оказались при проверке соответствия специалистами подведомственных Россельхознадзору испытательных лабораторий, некачественными и опасными. А это - до 30% от проверенной зерновой продукции.  Часть продукции из этого объема сопровождалась сертификатами иностранных сюрвейерских компаний.

 

О снижении качества продуктов в розничной торговле говорят с экранов телевидения эксперты и официальные лица.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предприняли ряд шагов для наведения порядка в этой области, дав поручение Минсельхозу России, подготовить законодательные акты и проект закона «О зерне», обеспечивающих государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Для подготовки проекта закона «О зерне» Минсельхозом России была создана рабочая группа, в которую, наряду с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и  общественными союзами, вошли ведущие научно-исследовательские и учебные заведения (ВНИИЗерна, МГУТУ, МПА), а также приемник упраздненной Росгосхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации – ФГБУ «Центр оценки качества зерна», подведомственный Россельхознадзору.

В проекте Закона отражены требования государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством в сфере оборота зерна и продуктов его переработки, с учетом имеющегося опыта зарубежных стран – крупнейших производителей и экспортеров зерна, а также стран Таможенного союза.

С проектом Закона «О зерне» можно ознакомиться на сайте ФГБУ «Центр оценки качества зерна www.fczerna.

 

С полным текстом "Аналитического Вестника" №8 вы можете ознакомится ЗДЕСЬ

 

Источник: "Совет Федерации Федерального Собрания РФ"