В настоящее время производство зерна является наиболее крупной подотраслью сельского хозяйства Российской Федерации и составляет основу агропромышленного комплекса нашей страны.
Важную роль при обращении зерна, как на внутреннем,
так и на внешнем рынках играют его показатели по качеству и безопасности.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации
В.В. Путина по внедрению сквозной прослеживаемости зерна на территории Российской Федерации в Закон Российской Федерации от 14.05.1993
№ 4973-1 «О зерне» (далее – Закон о зерне) внесены изменения в части проведения государственного мониторинга зерна, создания и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов (далее – ФГИС «Зерно»), экспорта и импорта зерна, государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества
и безопасности зерна.
Кроме того, согласно нормам Закона о зерне приемка и (или) отгрузка
и (или) перевозка партии зерна и партии продуктов переработки зерна
по территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации любым видом транспорта, реализация партии зерна и партии продуктов переработки зерна на территории Российской Федерации осуществляются при наличии товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна (далее – товаросопроводительный документ на партию зерна).
С 1 сентября 2022 года изменения, внесенные в Закон о зерне, а также подзаконные нормативные акты, принятые в реализацию вышеуказанных положений, вступили в законную силу.
В частности, вступили в силу положения Закона о зерне в части запрета на ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации зерна без товаросопроводительного документа
на партию зерна. Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели,
должно выпускаться в обращение при экспортно-импортных операциях
в соответствии с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), требованиям стран-импортеров, согласно приказу Минсельхоза России от 01.12.2021 № 816
«Об утверждении Порядка проведения лабораторных исследований при ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации партии зерна в целях оформления товаросопроводительного документа на партию зерна» (далее – приказ Минсельхоза России).
При ввозе в Российскую Федерацию проведение лабораторных исследований партии зерна позволит проверить зерно на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и Технического регламента ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 874 (далее – ТР ТС 015/2011).
По итогам лабораторных исследований на партию зерна, отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации и ТР ТС 015/2011,
в настоящее время оформляется товаросопроводительный документ для ее перевозки по территории Российской Федерации в целях прослеживаемости зерна, ввозимого на территорию Российской Федерации, до конечного потребителя (статья 20.1 Закона о зерне).
Как показывает международная практика, выдача документа
по результатам проверки зерна на его качество и безопасность осуществляется во многих странах мира.
Например, в Австралийском Союзе для осуществления экспортных поставок зерна и продуктов его переработки Министерство сельского хозяйства и водных ресурсов (Department of Agriculture, Fisheries and Forestry) разработало специальный документ (март 2013 г.) «Экспорт растений
и растительной продукции: пошаговое руководство для австралийских экспортеров» (Exporting plants and products: A step-by-step guide for Australian exporters). Согласно указанному документу экспортер обязан соблюдать требования, предусмотренные в Законе «О контроле экспорта» (1982 г.)
и другого законодательства; выполнять требования страны-импортера;
а также предоставлять для инспекции продукцию, пригодную для экспорта.
Осуществление лабораторного контроля при ввозе/вывозе зерна возложено на Австралийскую карантинно-инспекционную службу (Australian Quarantine and Inspection Service, AQIS) в составе Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов.
Проверки качества зерна выполняются с момента формирования
и хранения партий зерна до погрузки в трюм судна или контейнер. Частичные тесты ряда образцов, взятых по всей цепочке поставок, производятся с целью контроля качества зерна. Перед транспортировкой отбираются пробы
и осуществляется проверка зерна в целях подтверждения, в том числе качественных характеристик при краткосрочном хранении.
Полученные образцы сохраняются в течение соответствующего периода. Погрузка экспортного зерна на судно может начаться только после того, как пустые трюмы или контейнеры были обследованы и признаны годными для погрузки зерна. Все транспортные компании, занимающиеся перевозками зерна, должны иметь соответствующие разрешения и пройти подготовку.
В Республике Казахстан не допускается реализация зерна при экспорте и импорте без паспорта качества зерна (паспорт качества зерна – документ, удостоверяющий фактические показатели качества зерна и их соответствие требованиям нормативных документов по стандартизации и (или) условиям контракта). Зерно в зависимости от целей использования должно соответствовать комплексу требований, обеспечивающих безопасность.
Приказ Минсельхоза России направлен, прежде всего, на обеспечение потребителей качественной и здоровой пищей в целях защиты жизни
и здоровья человека, животных и растений, окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна путем ее прослеживаемости при ввозе на территорию Российской Федерации и перемещению по стране, а также при вывозе с территории Российской Федерации.
Кроме того, приказ Минсельхоза России содержит некоторые особенности проведения лабораторных исследований партии зерна,
на которые целесообразно обратить внимание.
Во-первых, на что хотелось бы обратить внимание, что лабораторные исследования партий зерна при ввозе на территорию Российской
Федерации и вывозе с территории Российской Федерации осуществляют только аккредитованные испытательные лаборатории (центры) и включенные
в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) или в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС
(далее – аккредитованные испытательные лаборатории).
Кроме того, аккредитованные испытательные лаборатории также принимаю участие в отборе проб зерна для проведения лабораторных исследований.
Во-вторых, должны соблюдаться определенные условия хранения
и транспортировки отобранных проб, исключающих возможность подмены, порчи, контаминации проб (образцов) и воздействия факторов, которые могут повлиять на показатели качества и безопасности зерна партии зерна.
Еще одна особенность приказа Минсельхоза России заключается в том, что результаты проведенных лабораторных исследований будут передаваться товаропроизводителю, в лице собственников, экспортеров, трейдеров, импортеров, элеваторов, перевозчиков зерна, которые должны представлять
в ФГИС «Зерно» данные о партиях зерна для последующего формирования товаросопроводительного документа в целях перевозки, реализации, приемки или отгрузки таких партий зерна.
Проведение лабораторных исследований партий зерна при ввозе
на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации, установленных нормами Закона о зерне, позволит при осуществлении экспортно-импортных операциях выявить некачественное
и небезопасное зерно.