На сегодняшний день в ЕС действуют одни из самых строгих стандартов безопасности пищевых продуктов, установленных на законодательном уровне. Цель введения жестких норм контроля санитарно-гигиенических показателей – обеспечение гарантии безопасности продуктов питания для потребителей. Ключевым инструментом для обмена информацией, позволяющим быстро реагировать при обнаружении рисков для здоровья населения в пищевой цепи, служит Система быстрого уведомления по качеству пищевых продуктов и кормов (RASFF).
Система RASFF была создана в 1979 году и продолжительное время работала в закрытом режиме с допуском ограниченного круга пользователей. В 2014 году в системе RASFF появляется потребительский портал, и система становится открытой для всех заинтересованных лиц.
В частности, в настоящее время, в системе RASFF настроен интерфейс, адаптированный для оперативного поиска информации о выявленных случаях несоответствия установленным нормам остаточного количества пестицидов в пищевых продуктах, в том числе в растительной продукции.
В случае выявления несоответствия требованиям ЕС по остаточному количеству пестицидов, страна, его обнаружившая, выдает предписание о задержании груза на границе с запретом ввоза на свою территорию. Как правило, в случае обнаружения несоответствия нормам ЕС по остаточному количеству пестицидов, продукции присваивается высокая степень риска опасности и принимается решение о возврате этой продукции стране-экспортеру или об уничтожении груза.
За последние пять месяцев, по данным RASFF, при ввозе на территорию ЕС было зафиксировано 484 случая несоответствия содержания остаточного количества пестицидов в растительной продукции установленным нормам.
Некоторые случаи обнаружения несоответствия содержания остаточного количества пестицидов в растительной продукции приведены в таблице 1.
Из таблицы видно, что продукция, не соответствующая нормам и требованиям ЕС, тем не менее соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, то есть нормам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685), а также и международным стандартом Кодекс Алиментариус. Из этого возникает риск ввоза продукции, запрещенной к реализации в странах еврозоны, на территорию РФ.
Таблица 1. Примеры обнаружения несоответствия нормам максимально допустимых уровней остаточного количества пестицидов в растительной продукции, зафиксированные системой RASFF при ввозе на территорию ЕСграфик 4.jpg             Из 484 случаев выявленных несоответствий, 149 случая попадают в зону риска ввоза растительной продукции, загрязненной остаточным количеством пестицидов, на территорию РФ, что составляет 31 % от общего числа случаев возможного ввоза на территорию РФ. Из этих 149 случаев бо́льшая часть, 55 %, приходится на Турцию, остальные случаи риска относятся к другим странам, причем процент риска по этим странам имеет примерно одинаковое распределение (рис. 1). Наибольшая степень риска («красная» зона – 50 % и более из 149 возможных случаев ввоза на территорию РФ растительной продукции) приходится на фрукты (цитрусовые (лимоны, грейпфруты), гранат, бананы и др.), среднюю степень риска («желтая» зона – 20–50 %) имеют возможные случаи ввоза овощей (перец болгарский, картофель и пр.), и низкая степень риска («зеленая» зона – менее 20 %) приходится на специи и чай (рис. 2).

2022-10-11_13-40-19.png                                     Рисунок 1. Анализ учета возможного ввоза из стран еврозоны в РФ растительной продукции с превышенным остаточным количеством пестицидов по нормам ЕССнимок2.JPGНаибольшее число обнаружений, зафиксированных в RASFF, приходится на остаточное количество действующих веществ, (д. в.), указанных в таблице 2.

Таблица 2. Основные д. в. Пестицидов, обнаруженные в растительной продукции при ввозе на территорию ЕС таблица2.jpg

Как показывает анализ данных, выявлено весьма значительное число случаев несоответствия по содержанию остаточных количеств пестицидов, зафиксированных RASFF. Продукция с обнаруженными несоответствиями не допускается к ввозу и реализации на рынке стран еврозоны. Учитывая более лояльную позицию органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора готовой растительной продукции при ввозе на территорию РФ, в отношении нормирования остаточного содержания пестицидов в растительной продукции, а также отсутствие системы прослеживаемости показателей безопасности в продуктах питания, аналогичной RASFF, существует риск ввоза такой продукции на территорию РФ. В первую очередь это касается овощей и фруктов.

А. В. Мусатов, начальник отдела семеноводства и безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
З. В. Билько, главный специалист отдела семеноводства и безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами