Россия — участник глобального зернового рынка или дешевый сырьевой придаток?

Россия – признанный экспортер зерна, потому к качеству данной продукции предъявляются высокие требования. И сегодня стране нужен не столько рекордный урожай, сколько отвечающий мировым стандартам. Что делается для того, чтобы российское зерно могло успешно конкурировать на международном рынке, какие условия для этого необходимо еще создать – об этом мы беседуем с Юрием Чистяковым, советником ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

 

- Юрий Владимирович, над решением каких целей и задач каждодневно трудятся специалисты вашего Центра?


- Нашим учреждением проводятся работы по подтверждению качества всхожести семян, качества минеральных удобрений, остаточного содержания пестицидов в почве и плодоовощной продукции, подтверждение качества зерна и продуктов его переработки на всех этапах его производства (при хранении, перемещении, экспорте и импорте, в т.ч. по требованиям страны получателя), осуществляется арбитраж при хозяйственных спорах по качеству зерна и продуктов его переработки, а также экспертиза по страховым случаям утраты, порчи зерна, потерь урожая, проводятся работы по мониторингу информации о качестве зерна нового урожая.

 

- Каким по качеству зерном наполняются закрома в нынешнем году?


- Возможно, еще рано судить о результатах, но анализ данных мониторинга качества зерна нового урожая показывает, что качество основной зерновой культуры — пшеницы — имеет четкую тенденцию снижения. В России за последние десятилетия практически утеряны сильные по качеству сорта пшеницы, которые являются улучшителями хлебопекарных свойств. Если в шестидесятые годы собирали до 20 % сильной пшеницы, то в период перестройки, когда была разрушена система семеноводства и утеряна культура земледелия, доля сильной пшеницы не превышала 1,5 %. В последние годы можно выделить только отдельные небольшие партии сильной пшеницы (менее 0,1 % от обследованной).

 

- Позволит ли, на ваш взгляд, данная тенденция остаться России в числе мировых лидеров по экспорту зерна?


- Да, действительно, в прошлом году наша страна вошла в тройку лидеров по экспорту зерна, после США (24,5 млн. тонн) обогнав Канаду и Австралию (21,5 млн. тонн). Поставка российского зерна осуществлялась в 84 страны, только через руки специалистов подведомственных Россельхознадзору лабораторий прошло более 23,9 млн. тонн. Основными покупателями российского зерна являются Египет, Турция, Саудовская Аравия, Иран, Израиль и т.д. Однако по своей сути это только развивающиеся страны либо страны с очень малой долей на рынке развитых стран.

 

Удастся ли нам удержать это признание нашей страны в качестве неотъемлемого участника глобального зернового рынка или мы можем превратиться в дешевый сырьевой придаток – источник обогащения зарубежного бизнеса, на сегодня зависит от целого комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности и качества зерна на каждом из этапов –  наука, производство, хранение, переработка, транспортировка. В этой связи нельзя не отметить, что для успешной внешней торговли должны складываться определенные предпосылки, а именно — обеспеченность внутреннего рынка, что дает снижение цен внутри страны по сравнению с экспортными, и высокая степень качества предлагаемой к продаже продукции.

 

- И какие же следует предпринять шаги, чтобы качество было приоритетным на каждом этапе зернопроизводства?


- В науке следует сконцентрировать внимание на подготовке квалифицированных кадров, селекционных разработках. В производстве достижению цели будут способствовать применение современных агротехнологий, развитие семеноводства с учетом районирования.

 

В хранении и переработке — это не только поддержание имеющихся мощностей в технически исправном и удовлетворительном санитарном состоянии, но и обновление, совершенствование материально-технической базы, строительство комплексов по хранению и глубокой переработке зерна в ключевых зернопроизводящих регионах и портах. Соблюдение хранителем и переработчиком технических норм и технологических требований при хранении, приемке и отгрузке зерна.

 

В транспортировке упор следует сделать на совершенствование, создание и обеспечение инфраструктуры товародвижения, организацию рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям.

 

Безусловно, связующим механизмом рационального взаимодействия всех факторов является государство, законодательная база которого обеспечивает рост производства, поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой, обеспечивает государственный контроль за безопасностью и качеством зерна на каждом из этапов его производства и обращения.

 

В России первоочередными за последние годы были количество и валовые показатели, в то время как большинство экономик ведущих стран мира работало над качеством сельхозсырья и продовольствия. Ведь продаются не только тонны, но и качественный продукт, гарантом которого служит государство.

 

К примеру, насколько мне известно, недавние изменения в законодательстве США, а именно расширение функций государственного контроля на внутреннем рынке, были связаны с увеличением доли экспорта российского зерна, следствием чего явилось перепроизводство зерна на внутреннем рынке, хранение увеличившегося объема зерна переходящих запасов в оперативных емкостях, не предназначенных для длительного хранения, что в ряде случаев вело к порче. Последними нормативными актами США усилен госконтроль по безопасности продукции сельского хозяйства, согласно которому обязательным считается прослеживаемость и контроль на всех стадиях ее движения от поля до прилавка.

 

- В чем, по вашему мнению, недостатки российского законодательства о зерне?


- У нас сегодня происходят два взаимоисключающих процесса. Вступивший в действие с июля 2013 года Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» предполагает, что осуществление Государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства – члена Таможенного союза (статья 7, пункт 15 ТР).

 

Трудность выполнения этого требования состоит в том, что в России сегодня действуют только ведомственные нормативы в указанной области. С июля прошлого года такое законодательство отсутствует.

 

Год назад были приняты два федеральных закона (от 18.07.2011 N 242-ФЗ и  от 19.07.2011 № 248-ФЗ), которые практически отменяют государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, предусмотренные Федеральными законами «О зерне» и «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки».

 

Сегодня российское законодательство о зерне сводится к девяти действующим статьям закона «О зерне», который помещается на одной странице. Одна из статей этого закона провозглашает, что зерно является национальным достоянием. Таким образом, получается, что «национальное достояние» случайно оказалось вне закона!

 

Такая же проблема может возникнуть с выполнением требования к условиям хранения зерна из-за отсутствия национального законодательства (статья 4, пункта 6).

 

В России условия хранения определяются ведомственными документами -  Инструкцией по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы № 9-7-88 и Правилами организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях, утвержденных приказом Министерства заготовок СССР от 25.07.1983 № 251. По сути это нормативные документы страны, которой уже нет.

 

Еще до 2004 года все функции государственного контроля безопасности и качества зерна выполняла Государственная хлебная инспекция, наделенная полномочиями нормативно-правового регулирования. Сегодня только малая часть этих функций осуществляется Россельхознадзором, который принимает все возможные меры для защиты продовольственной безопасности и имиджа России на международном рынке. Существующая на сегодня лабораторная база подведомственных Россельхознадзору учреждений, оснащена современнейшим оборудованием и высококвалифицированными кадрами. Однако размытость функций государственного контроля, предоставляемых Россельхознадзору, не может дать возможность осуществлять государственный контроль за качеством зерна от поля до прилавка.

 

- Довольно часто в новостных лентах появляется информация о том, что специалистами вашего Центра в экспортных партиях выявляется некачественное и даже опасное зерно. Это тоже тенденция?


Россия не выпускает за свои пределы некачественную зерновую продукцию, но, действительно, особое беспокойство вызывают факты увеличения процентов выявления некачественной и опасной  продукции с 0,7% проверенного зерна  (в 2003 году) до 32,1% на сегодняшний день. Кроме того, выявляется все больше случаев порчи зерна на элеваторах и хлебоприемных предприятиях.

 

Все это достаточно тревожный сигнал, который должен побудить к принятию срочных конструктивных решений по усилению роли государственного контроля в обеспечении безопасности и качества зерна.

 

- Спасибо за интервью.


Маргарита СЕМЕНОВА