Египет – арабская страна на Севере Африки. Крупнейшая страна на Ближнем Востоке, численность ее населения превышает 100 млн человек, причем ежегодно добавляется примерно 2 %. Интенсивные темпы прироста населения характерны для этого региона. Площадь страны составляет около 1 млн км2, однако 96 % территории государства занимают малопригодные для жизни и сельскохозяйственной деятельности пустыни, а оставшиеся 4 % приходятся на дельту и долину реки Нил, где и проживает до 97 % всего населения.
Собственное сельское хозяйство Египта неспособно в полной мере удовлетворить потребности постоянно растущего населения – как по причине малой площади подходящих для обработки земель, так и вследствие невысокой продуктивности сельскохозяйственных угодий и низкоэффективных технологий выращивания различных культур.
Продовольственная безопасность является приоритетной задачей для правительства Египта, так как банальная нехватка еды может привести к «хлебным бунтам»: египетское общество, больше чем наполовину состоящее из молодежи в возрасте до 35 лет, обладает высокой пассионарностью. Молодые люди, среди которых уровень безработицы достигает 30–40 %, студенты, а также бедные слои населения (уровень бедности по некоторым данным может составлять около 30 %) образуют ту революционную массу, которая в случае высоких цен на основные продукты питания или их дефицита грозит стать движущей силой государственного переворота или революции.
Такая ситуация заставляет Египет принимать решения об обеспечении продовольственной безопасности страны, уделять особое внимание производству и импорту стратегических продовольственных ресурсов, в первую очередь пшеницы и другого зерна. По всей стране устроены специальные склады стратегических продовольственных резервов и элеваторы (зерно из них также иногда используется для реэкспорта в страны Ближнего Востока и Африки).
Импортом зерна и других продуктов занимается Государственное агентство по закупкам продовольствия Египта (GASC). Чтобы беднейшие слои населения были всегда в состоянии приобрести хлеб, государство регулирует цены, а также обеспечивает реализацию хлеба по сниженной, субсидируемой стоимости.
Египет является крупнейшим импортером пшеницы в мире, ежегодно закупая за рубежом около 11 млн тонн. Расходы на импорт продуктов питания в среднем за год составляют 15 млрд долл. США (4,13 % от ВВП Египта 2020 г. и 57 % от торгового оборота в 2020 г.).
Нарушение традиционных цепочек поставок пшеницы из стран черноморского бассейна побудило Египет ускорить решение проблем продовольственной безопасности, а также прибегнуть к новым стратегиям. Можно выделить два основных подхода, цель которых – предотвращение угрозы продовольственного кризиса.
Первый заключается в том, что сложившаяся обстановка вынудила Египет искать новых поставщиков, которые смогли бы продолжить снабжать страну пшеницей. Так, в список поставщиков пшеницы была включена Индия. За последние пять лет Индии удавалось стабильно собирать рекордные урожаи пшеницы, что позволило значительно увеличить экспортный потенциал. Зерно из России и Украины составляло до 80 % от общего импорта пшеницы, при этом оно отличалось высоким качеством. Чтобы стабилизировать зарубежные поставки в условиях сокращения импорта из России и Украины, Египет смягчил требования к уровню влажности зерна (с 13,5 до 14 %).
В соответствии со вторым подходом особое внимание Египет уделяет и местному производству пшеницы. Весной в стране собрали более 6 млн тонн местной пшеницы, на закупку которой власти страны выделили сумму, эквивалентную более чем 1 млрд 873 млн долл. США. Цена за тонну была увеличена по сравнению с прошлым годом с целью стимулирования местных производителей.
Государство оказывает разнообразную помощь местным производителям начиная от субсидий на покупку сельскохозяйственной техники, закачивая технической и научной поддержкой. Так, например, Министерство сельского хозяйства Египта в феврале 2022 года сообщило о запуске национальной кампании по сбору пшеницы, целью которой является повышение урожайности благодаря предоставлению всех необходимых услуг и рекомендаций фермерам. В рамках этой кампании была организована полевая школа в мухафазе Гарбия, в ходе работы которой фермерам рассказывали об опасностях такого паразита, как кукурузная листовая совка, и о методах борьбы с ней.
На фоне усилий по снижению зависимости от импорта, особенно пшеницы и кукурузы, Египет также планирует увеличить свои сельскохозяйственные площади путем реализации проектов «горизонтального расширения» в регионах Новая Дельта, Тошка, Северный и Центральный Синай.
Особое внимание уделяется улучшению качества возделываемых сельскохозяйственных угодий. Например, в последнее время активно изучается проблема земледелия на засоленных почвах в северной дельте Нила. Египетские агрономы выясняют возможность применения высокоурожайных сортов пшеницы.
По прогнозу Минсельхоза США, благодаря прилагаемым усилиям в 2021/2022 сельхозгоду посевные площади пшеницы в Египте возрастут до 1,4 млн га.
В апреле этого года глава сельскохозяйственного комитета в Палате представителей Хешам ал-Хоссари заявил, что Египет рассматривает возможность использования генетически модифицированных семян для повышения производительности зерна и ослабления зависимости от импорта.
Из всего сказанного следует вывод. Египетское правительство и прежде следовало стратегии сокращения продовольственного импорта, так как зависимость от импорта вынуждала страну выделять большие средства на закупку в первую очередь пшеницы, а также делала Египет зависимым от внешней конъюнктуры рынка зерна (пандемия, кризисы, в том числе кризис на Украине). Реализация этой стратегии предусматривала стимулирование внутреннего производства. Имплементация стратегии была рассчитана на долгосрочную перспективу, поэтому текущие условия заставили Египет искать другие способы предотвращения вероятного продовольственного кризиса. Спустя более чем два месяца выход найден: заключены контракты с новыми экспортерами пшеницы (Индия), смягчены требования к поставляемой пшенице (по влажности). Также расчеты показали, что запасов пшеницы в хранилищах стратегических продовольственных резервов хватит на четыре – пять месяцев, а местный урожай, сбор которого начался в апреле, превысит 6 млн т.

И.Д. Геращенко – гл. специалист отдела международного сотрудничества