Макрорегион обладает хорошими возможностями для развития органики. Но производить такую продукцию пока еще достаточно сложно, считают эксперты.

В феврале правительство России утвердило пошаговый план развития производства органической продукции до 2030 года. Документ направлен на создание отдельного сегмента сельского хозяйства, обладающего перспективами на внешнем рынке. В рамках плана предполагается разработка национальных стандартов, а также внедрение для предпринимателей дополнительных стимулов, ускоряющих создание передовых агротехнологий, стартапов и инноваций. По оценке правительства, это также позволит производителям увеличить посевные площади и расширить необходимую инфраструктуру.

РБК Черноземье вместе с экспертами разобрался, с какими трудностями сейчас сталкивается органический бизнес в макрорегионе, и что необходимо для его развития.

Черноземье на карте генеральной

По итогам 2023 года в органическом атласе России, по данным Роскачества, появились четыре новых региона: Республика Адыгея, Иркутская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Москва. При этом на начало 2024 года первенство в стране по-прежнему удерживает Воронежская область. В регионе сертифицировано 14 производителей органической продукции. Местные хозяйства производят органическое растительное масло, мясную и молочную продукцию, выращивают разнообразные овощи, в том числе и защищенного грунта, а также плоды и ягоды. К примеру, на территории региона работает ООО «Центрально-Черноземная плодово-ягодная компания». Предприятие занимается производством свежих яблок, малины, яблочных соков прямого отжима и имеет крупнейший яблоневый органический сад на 213 га. А ИП КФХ «Веселый еж» специализируется на разведении молочных коз — породы нубийские и камори. Хозяйство также занимается производством йогуртов, наринэ, курунги, кефира, сметаны, масла, сгущенки и сыра.

Российский органический рынок продолжил свое развитие в 2023 году. Всего с 2019 по 2022 год было выдано 262 органических сертификата. За минувший год их число выросло на 123 (14%), до 385. Рост числа производителей органики составил 18%.

Лидером по числу сертифицированной органической продукции являются производители продукции растениеводства. В России их выращивают около 53% сельхозпроизводителей. Затем идет продукция переработки — 37%, а следом животноводческая продукция — 8%.

В Тамбовской области органические сертификаты имеют четыре производителя, а в Белгородской и Липецкой областях — по три производства экологически чистой продукции.

Как отмечает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов, Белгородская и Тамбовская области также входят в десятку лидеров производителей органики в стране. Это очень перспективные регионы по природно-климатическим ресурсам и относительной близости к основному рынку сбыта — Москве. Здесь развиваются и сопутствующие отрасли, продолжает эксперт. Так, например, Белгородский государственный аграрный университет запустил обучение специалистов органического производства, Воронежский ГАУ вошел в число сертифицированных органических производителей с органическими семенами. Научно-испытательный центр «Агробиотехнология» в Белгородской области имеет крупнейший в России опытный участок по отработке технологий биологической защиты и питания растений, а компания «Агроплазма» и СПСК «Мирошник» создали органические семена кукурузы.

Черноземные почвы славятся своей плодородностью, что делает их идеальными для выращивания органических культур, говорит доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Юрий Швец.

«Регионы Черноземья имеют благоприятный климат, с достаточным количеством солнечного света и подходящими температурами, что способствует успешному росту растений. Регионы Черноземья обладают значительными земельными площадями, что открывает возможности для расширения органического производства», — считает Швец.

Зарабатывать сложно, но можно

Сегодня производство органической продукции является одним из новых и перспективных направлений для инвестиций. Так, по словам эксперта Ростовского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Инны Поддубецкой, органическое сельское хозяйство занимает свою уникальную нишу и может существовать параллельно с интенсивным производством.

«Говорить о сверхприбылях в органическом производстве пока рано. Основной целью и приоритетом для большинства производителей органической продукции является получение качественной, безопасной продукции для потребителя, а не получение больших доходов», — полагает Поддубецкая.

Сергей Коршунов в ответ отметил, что инвестиционную привлекательность такого бизнеса прежде всего нужно оценивать по отдельным видам продукции.

«В каждом конкретном случае нужно определить, во-первых, продукцию, которую технически можно вырастить в органике в данном регионе, во-вторых, посчитать насколько она будет рентабельна именно в органическом производстве с учетом того, что требования органических стандартов накладывают на сельхозпроизводителя, помимо обязательств, целый ряд трудоемких производственных задач. Например, для питания растений нельзя использовать минеральные удобрения, поэтому нужен севооборот с азотфиксирующими растениями, сидератами, снижается интенсивность выборки высокомаржинальных культур, — констатирует эксперт. — В-третьих, должны быть конкретные заказы на эту продукцию с учетом логистики».

Что касается рентабельности органических проектов, то, как считает Юрий Швец, она заключается непосредственно в росте спроса. «По мере роста числа потребителей, ценящих здоровый образ жизни и экологическую ответственность, увеличивается спрос на органические продукты. Несмотря на необходимость значительных вложений в начальный период, органическое производство может быть рентабельным в долгосрочной перспективе, особенно при грамотном управлении и маркетинге», — уверен эксперт.

В то же время внедрение любого инновационного инструментария сопряжено с возрастанием риска предпринимательской деятельности, замечает доцент Воронежского филиала РАНХиГС при президенте РФ Анна Волкова. Она размышляет, достаточна ли емкость рынка органической продукции, ведь подобное производство затратно.

«В настоящее время все отчетливее проявляется тренд на продуктивный образ жизни, который немыслим без здорового питания, ответственного отношения к вопросам экологии, восприятию почвы, растений, животных, людей и планеты как единого и неделимого целого. У органической продукции есть шанс перестать восприниматься «нишевой», хотя реализация предпринимательских проектов, связанных с запуском подобного производства, будет осложнена дополнительными издержками», — заключила Волкова.

А есть ли спрос?

По данным Национального органического союза, российский рынок органики оценивается в 12,8 млрд руб., в планах — рост объема до 114 млрд руб. к 2030 году. К этому времени, предполагается, что количество потребителей вырастет до 10%. Потенциал российского органического рынка огромен, делают вывод эксперты. Число производителей и потребителей растет с каждым годом. Причем спрос на натуральные продукты обусловлен, прежде всего, стремлением людей к здоровому образу жизни. «Это и спорт, и, конечно же, питание, потребители с доходом выше среднего уровня готовы приобретать более дорогие, но здоровые, полезные, безопасные продукты», — говорит Инна Поддубецкая.

Однако, по ее мнению, большинство потребителей не знают, что такое органическая продукция, чем она отличается от обычной продукции и в чем ее преимущества. При этом чаще всего органическая продукция ассоциируется с «фермерской», «здоровой», «натуральной», но это неверное понимание.

Этой точки зрения придерживается и Сергей Коршунов. По его словам, пока на российском рынке сформирован «слепой» спрос, который не видит реального предложения. Вместе с тем, считает председатель правления Союза органического земледелия, это все лишь вопрос времени.

«Встреча органики и заинтересованного потребителя обязательно произойдет. Сегодня спросом пользуется свежая, натуральная сезонная продукция с короткой логистикой. Например, органическая спаржа из Белгородской области, клубника, овощи, сыры, яблоки из Воронежской области», — отмечает Коршунов.

В свою очередь, кандидат экономических наук, техноброкер Сергей Гатауллин более скептически смотрит на ситуацию: рентабельность российского агробизнеса с господдержкой находится сейчас на крайне низком уровне и этот показатель в последние годы ухудшается.

«Глобальный рынок органической продукции хотя и растущий, но пока занимает долю менее 1%. То есть эта история остается нишевой и доступной широкому потребителю, скорее всего, не станет никогда. Принимая во внимание эти факторы, следует поддерживать производителей органической продукции, учитывая и историческую специализацию регионов Черноземья», — подчеркнул техноброкер.

Что тормозит рост органики

Эксперты отмечают, что, несмотря на имеющиеся перспективы органического бизнеса, развиваться ему все равно непросто. Основным вопросом для таких производств остается проблема сбыта продукции.

«В большинстве своем производителями органической продукции являются небольшие предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства, организация продаж произведенной органической продукции практически полностью ложится на плечи самих производителей, которые вынуждены развивать свои каналы сбыта — это прямые продажи, создание собственных торговых точек, участие в ярморочных мероприятиях, продажи через социальные сети и на маркетплейсах», — говорит Инна Поддубецкая.

Сергей Коршунов добавляет, что сейчас до 80% сбыта приходится на Москву и Санкт-Петербург. А в органике ключевую роль играет свежесть продукции. Поэтому ей нужны локальные рынки. Основными производителями органической продукции во всем мире являются мелкие и средние сельхозпредприятия. Это сложная для государства аудитория, есть особенности работы с ней, отметил эксперт.

В числе основных проблем органиков он также назвал снижение доходов населения в последние годы и отсутствие федеральных мер поддержки. «Сейчас меры поддержки действуют в отдельных регионах и показывают эффективность, особенно в Воронежской и Белгородской областях. Это регионы лидеры по поддержке органического производства. В Воронежской области органикам компенсируют 100% затрат на сертификацию, 50% затрат на биопрепараты и биоудобрения, технику, прорабатываются новые виды поддержки на научное обеспечение, приобретение и содержание скота», — заметил Коршунов.

Руководитель управления GR&ESG ГК «Эконива» Любовь Аксенова подтверждает, что сегодня в Черноземье есть административная и финансовая поддержка органических предприятий. Но объемы производства органической продукции все еще сравнительно небольшие.

«Ключевым фактором сдерживания остается невысокая рентабельность органического производства по сравнению с традиционным интенсивным сельским хозяйством. Кроме того, рынок органических продуктов в России только начинает развиваться. Пока это все еще нишевые товары, востребованные узким кругом покупателей, прежде всего, в крупных городах. Но спрос постепенно растет, в том числе благодаря распространению осознанного потребления и здорового образа жизни. Также торговые сети занимаются продвижением категории органической продукции в рамках собственных стратегий по устойчивому развитию», — подытожила Аксенова.


Источник: rbc.ru