Участники III Съезда Национального союза зернопроизводителей отмечают, что прошедший год для агропромышленного комплекса России в силу многих обстоятельств стал знаковым и определяющим. С одной стороны, это принятие новой Государственной программы, которая определяет вектор его дальнейшего развития, с другой - чрезвычайно сложная ситуация в связи с очередной и широкомасштабной засухой, совпавшей с присоединением России к Всемирной торговой организации. Все это коренным образом влияет на механизмы и формы государственной поддержки отрасли, мобилизуя участников зернового рынка на работу в новых условиях.

 

   Прошедший год еще раз отчетливо продемонстрировал влияние природных факторов на развитие сельского хозяйства – аномально жаркая погода в ряде регионов страны привела к значительному снижению объемов производства зерна. В этой ситуации нам нужна четкая координация между зернопроизводителями и основными потребителями зерна еще на стадии подготовки к севу и формирования производственных планов у хозяйств, что позволило бы участникам продовольственных цепочек прогнозировать рентабельность своей продукции.

 

   При анализе причин снижения объемов производства зерна следует отметить, что факторами их снижения стали не только и даже не столько природно-климатические явления, а в большей степени экономические причины – высокая кредитная нагрузки на предприятия отрасли и ограничение в связи с этим доступа к финансовым ресурсам. При оценке ближайших перспектив российского зернового производства, необходимо учитывать системные проблемы, ограничивающие развитие отрасли.

 

   В этой связи, в текущем году успешное проведение весеннего сева является приоритетной задачей. С учетом возможной гибели озимых на определенных площадях, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны, потребуются дополнительные усилия для увеличения ярового зернового клина.

Участники съезда констатируют, что для успешного проведения весенне-полевых работ необходимо решить ряд вопросов, связанных с кредитованием АПК, обеспечением сельхозпроизводителей материально-техническими ресурсами в необходимых объемах и по приемлемым ценам.

 

   В дальнейшем, в целях расширения усилий по формированию системы зернового сектора в масштабах страны, основанной на региональной специализации и консолидации зернопроизводителей, четком планировании всех сторон их деятельности с учетом количественного и качественного анализа потребностей в зерновых продуктах, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, следует реализовать следующие меры:

 

1. Адаптировать новые механизмы государственной поддержки в растениеводстве с учетом требований ВТО, создав у сельхозтоваропроизводителей стимулы к наращиванию производства и повышению его качества.
2. Проанализировать сложившуюся ситуацию с кредитованием отрасли и разработать долгосрочную программу реструктуризации долгов сельхозтоваропроизводителей, параллельно внедряя альтернативные механизмы привлечения финансовых ресурсов в отрасль.
3. Совершенствовать механизмы и условия агрострахования с господдержкой, внести необходимые поправки в законодательство, стимулирующие сельхозтоваропроизводителей увеличивать объемы застрахованных площадей.
4. Разработать новую модель взаимодействия зернопроизводителей и ключевых потребителей зерна, широко используя механизмы кооперации и контрактации. Сформировать индикативные показатели стоимости зерна на зерновой сезон, согласованные с общественными союзами и организациями основных потребителей зерна.
5. Определить вопрос технического перевооружения отрасли в качестве приоритетного в дальнейшем развитии АПК, включить в программы государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники наряду с комбайнами и сельхозмашинами прицепное и навесное оборудование, а также оборудование для сушки и подработки зерна.
6. Предложить соответствующим министерствам и ведомствам совместно с ОАО «РЖД» и компаниями, владельцами вагонного парка, проработать механизмы снижения затрат при перевозке зерна и продуктов его переработки:
- установить в рамках Единого экономического пространства базовый ж/д тариф на перевозки зерна и продуктов их переработки в размере, не выше действующего коэффициента исключительного тарифа при перевозках зерна и продуктов его переработки;
- рекомендовать компаниям, владельцам подвижного состава, исключить из базовых условий договора на предоставление подвижного состава санкции на грузоотправителей за простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования и при отсутствии вины грузополучателей в простое вагонов.
7. Совершенствовать механизмы учета и контроля за перемещением зерна и продуктов его переработки в рамках

 

   Таможенного союза и Единого экономического пространства, предусмотрев в Соглашении о едином порядке экспортного контроля государств – членов Таможенного союза обязательное сопровождение зернового груза сертификатами качества при ввозе (вывозе) на территорию таможенного пространства.

 

Источник: НСЗ