Экспертное управление Президента РФ

Совет Федерации ФС РФ

Государственная Дума ФС РФ

Правительство РФ

Министерство экономического развития России

Министерство иностранных дел России

Министерство сельского хозяйства России

 

 

 

Резолюция Конференции

«Роль и место России в мировой продовольственной системе»

 

 

г. Москва                                                                                                                                                     26 апреля 2012 г. 

 

26 апреля 2012 года по инициативе Московской торгово-промышленной палаты и Национального союза экспортеров продовольствия состоялась конференция «Роль и место России в мировой продовольственной системе».

В конференции приняли участие представители Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Министерства экономического развития России, Торгово-промышленной палаты РФ и Московской ТПП, Ассоциации отраслевых союзов АПК, объединений предпринимателей, Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, научно-исследовательских институтов и центров, посольств иностранных государств.

Экспорт продовольственной продукции, несомненно, является стратегической задачей страны. Президент России Дмитрий Медведев считает, что российский сельскохозяйственный потенциал (9% мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% пресной воды) позволяет не только вывести страну на продовольственное самообеспечение, но и превратить ее в ведущего экспортера продовольствия в мире. Для решения этой задачи требуется эффективное решение многих проблем, таких как вывод продовольственных отраслей на новый высокий технический и технологический уровень, создание экспортной инфраструктуры, механизмов финансовой помощи производителям продовольствия.

 

Участники конференции констатировали, что экспортный потенциал российского АПК до настоящего времени не только не реализован, но и по-настоящему не оценен. Особенно актуально эта проблема стоит в связи с предстоящим присоединением России к ВТО, поскольку декларируемые этой организацией правила дают возможность свободно передвигать товары и услуги за рубеж.

К настоящему времени Россия прочно вошла в число ведущих экспортеров пшеницы и ячменя. У России есть потенциальная возможность в краткосрочной перспективе вдвое  увеличить свою долю в мировой торговле пшеницей. В то же время Россия остается единственной зерновой державой, в которой отсутствует законодательство в области государственного контроля за качеством и безопасностью зерна. В США, Канаде, странах Таможенного Союза качество экспортируемого зерна контролируют государственные зерновые инспекции. В России с 1923 года успешно действовала хлебная инспекция, которая решала вопросы по качеству зерна, в т.ч. при внешнеторговых операциях, и имела ежегодную эксклюзивную информацию по качеству зерна нового урожая, необходимую для составления реального зернового баланса страны и решения вопроса о возможном экспорте российского зерна.

В связи со вступлением России в ВТО открываются новые возможности для поставок продукции российской пищевой промышленности, которая пока еще недостаточно известна в большинстве стран мира. Особые перспективы имеются в области поставок экологически чистой пищевой продукции, инновационных продуктов. Требуется разработка концепции по развитию поставок российской халяльной продукции, производители которой уже сейчас пытаются активно выходить на рынки ряда стран.

 

Принятые технические регламенты («О безопасности пищевой продукции» и «Требования к пищевой продукции в части маркировки») в занчительной мере гармонизируют требования к пищевой продукции с международными., а также снижают избыточные административные барьеры для производителей пищевой продукции. Это повышает ее конкурентоспособность в условиях присоединения России к ВТО. 

Однако в условиях полноценного членства в ВТО России придется отказаться от возможностей прямого субсидирования экспорта и перенести акцент на поддержку экспортоориентированных производств. Особое внимание при реализации экспортного потенциала АПК необходимо обратить на меры «зеленой корзины», которые активно используются странами - участницами ВТО в соответствии  с нормами и правилами этой организации.

Реализация экспортного потенциала отечественного АПК позволит нашей стране играть весомую роль в международной торговле продовольствием и, соответственно, в обеспечении стабильной продовольственной ситуации в мире.

 

Поскольку продовольственная безопасность во многом зависит от экономической политики, эксперты ФАО подчёркивают необходимость систематического мониторинга и анализа стабильности рынка путём реализации следующих мер:

  • Создание при техническом содействии и использовании опыта ФАО регионального центра для стран СНГ по мониторингу продовольственной безопасности.
  • Сотрудничество со странами СНГ в области маркетинга и торговли, в области обеспечения прозрачности информации, безопасности пищевых продуктов и улучшения рыночной инфраструктуры
  • Активизация региональной интеграции в рамках СНГ путем гармонизации правил торговли и создания возможностей для реализации согласованных многосторонних и двусторонних соглашений
  • Повышение информированности о ситуации в области сельскохозяйственного производства и торговли продовольствием путём составления прогнозов и поддержания диалога на всех уровнях (местном, национальном, региональном и глобальном) с участием  государственных структур, институтов гражданского общества и интеллектуального потенциала страны.
  • Участие в совершенствовании системы организации   гуманитарной помощи в части продовольственной безопасности путем глобальной и региональной координации  и инвестирования в системы раннего предупреждения, а также в фонды для снижения рисков (например, страховые, общественные фонды) с перспективой создания соответствующего регионального центра стран СНГ и Европы.
  •  

    Участники Конференции приняли  решение обратиться в Экспертное управление Президента России, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, заинтересованные министерства и ведомства с предложениями, нацеленными на усиление роли России в мировом производстве и международной торговле:

     

    1. В области развития экспортоориентированных производств:

    - разработать механизмы государственной финансовой поддержки, соответствующие нормам и правилам ВТО, в частности, льготное налогообложение, льготное  кредитование и льготное страхование экспортных производств.

     

    2. В целях развития экспортного потенциала России:

    - установить на территории Российской Федерации международные стандарты, регламенты, сертификаты, включая производство экологически чистой продукции на базе органического земледелия;

    - включить в Госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 г. подпрограмму «Восстановление выбывших из сельскохозяйственного оборота пахотных земель» и подпрограмму «Восстановление и модернизация систем орошения»;

    - принять государственную программу «Развитие отечественного сельхозмашиностроения» с ориентацией на производство мощной современной техники, обеспечивающей высокую производительность сельскохозяйственного труда.

     

    3. В области развития производства зерна в расчете на экспорт:

    - ускорить разработку нормативно-правовой базы, регулирующей зерновой рынок, в частности, принятие законов «О зерне и продуктах его переработки» и  “О двойных и простых складских свидетельствах”;

    - ежегодно проводить государственный мониторинг качества зерна нового урожая;

    - проводить государственную сертификацию качества зерна, направляемого на экспорт;

    - определить государственную организацию, уполномоченную проводить арбитраж по качеству и безопасности зерна.

     

    4. В области экспортного производства экологически чистой продукции:

    - разработать и принять Федеральный Закон «О производстве и развитии рынка экологически чистой продукции»;

    - внести дополнения в Госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 г. по государственной поддержке  сельхозтоваропроизводителей, работающих в системах органического земледелия;

     

    5.Разработать систему мер «зеленой корзины», включающую:

    - подготовку раздела по развитию экспортного потенциала АПК для включения в Госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 гг.;

    - подготовку ежегодного национального доклада «Экспорт агропродовольственной продукции»;

    - исследование потенциальных рынков сбыта российских продовольственных товаров и возможностей проникновения на них;

    - поддержку специализированных журналов, ориентированных на продвижение отечественного продовольствия на внешний рынок;

    - подготовку при поддержке Министерства экономического развития РФ справочника начинающего экспортера и иллюстрированного каталога «Экспортеры продовольствия России»;

    - организацию выставок экспортеров российского продовольствия, в том числе на территории России, а также деловых миссий поставщиков отечественной продукции в зарубежные страны;

    - выявление и стимулирование лучших экспортеров продовольствия путем проведения соответствующего конкурса.