Экспорт агропромышленной продукции для Российской Федерации (РФ) продолжает оставаться стратегически важным направлением. Несмотря на текущую геополитическую ситуацию, по состоянию на сентябрь 2022 года, по данным Минсельхоза, объем экспортируемой продукции по всем странам вырос на 17 % в годовом выражении. Сохраняются высокие темпы экспорта зерновых культур в страны Европейского союза (ЕС) (таблица 1).

Таблица 1. Экспорт зерновых и зернобобовых культур в страны ЕС, тыс. т (по данным ФСС ТУ Россельхознадзора на 15.09.2022)

2022-09-26_19-01-31.png
В настоящее время основная часть продукции сельского хозяйства в РФ продолжает производиться по технологиям, предусматривающим активное использование средств защиты растений – пестицидов, в отличие от стран ЕС, ставших на путь экологизации сельского хозяйства, выражающейся в стратегии ЕС «От фермы до вилки», которая заключается в обязательстве сократить использование средств защиты растений на 50 % к 2030 году.
Основная задача данной стратегии состоит в переходе к более жестким нормам содержания остаточных количеств действующих веществ пестицидов в растительной продукции. Для этого на законодательном уровне принимаются решения о снижении максимально допустимых уровней (МДУ) в растительной продукции, а также о прекращении действия регистрации с последующим выводом из действующих веществ пестицидов из обращения. Так, например, Европейская комиссия решила отозвать одобрение фунгицида изопиразама в соответствии с Регламентом Комиссии (ЕС) 2022/782, опубликованным 18.05.2022.
На сегодня в Европейском союзе данный пестицид имеет статус «запрещен», предстоит его замена. Разрешения на средства защиты растений должны быть отозваны до 8 сентября 2022 года; любой предоставленный льготный период истекает до 8 декабря 2022 года. На территории Российской Федерации изопиразам используют в качестве действующего вещества препаратов, предназначенных для профилактики и лечения грибковых заболеваний зерновых и плодовых культур. В частности, совместно с ципродинилом изопиразам входит в состав фунгицидных препаратов «Бонтима, КЭ» и «Бонтима Форте, КЭ», предназначенных для профилактики и лечения ячменя ярового от мучнистой росы, ринхоспориоза, карликовой ржавчины, сетчатой пятнистости, темно-бурой пятнистости, полосатой пятнистости.
Другой пример – подготовка материалов для вывода из обращения на территории ЕС дикамбы – гербицида для борьбы с некоторыми видами широколиственных сорняков, широко применяемого для зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, овес, ячмень, кукуруза и др.)
Основной нормативной документацией с требованиями по контролю остаточного количества пестицидов в зерновых и зернобобовых на территории РФ являются технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (далее – ТР ТС 015/2011) и санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21). В ряде случаев в данных документах имеются несоответствия международному законодательству, а именно, нормы остаточных количеств пестицидов в ТР ТС 015/2011 и СанПиН 1.2.3685-21 в отдельных позициях на порядок превышают нормы международных стандартов (Кодекс Алиментариус, нормы ЕС) для экспортируемой из РФ продукции, то есть являются менее жесткими. Примером является несоответствие норм, установленных в РФ с международными нормами для действующего вещества пестицида бифентрин, зарегистрированного для ячменя (применяется в качестве инсектицида от пьявицы, злаковой мухи, тли, трипса). Норма МДУ остаточных количеств бифентрина для ячменя, установленная Международным стандартом и в ЕС равна 0,05 мг/кг. Аналогичная норма, установленная в ТР ТС 015/2011 равна 0,2 мг/кг, а в СанПиН 1.2.3685-21 – 0,5 мг/кг, соответственно. Таким образом, нормы остаточного количества бифентрина, установленные в ТР ТС 015/2011 и в СанПиН 1.2.3685-21, в 4 раза и 10 раз, соответственно, являются менее жесткими в сравнении с международными нормами. Кроме того, на сегодняшний день бифентрин не имеет действующей регистрации в странах ЕС, где не допускается его содержание в зерне выше предела обнаружения.
В связи с этим с целью выполнения требований к безопасности продукции производителям и контролирующим органам приходится ориентироваться на требования стран-импортеров, что повышает риск возникновения проблем при экспорте, например, в виде задержания груза на границах со странами ЕС и возврата партии за счет производителя. Кроме того, возникают репутационные риски в виде статуса ненадежной страны-экспортера.
Сопоставление норм МДУ остаточного количества действующих веществ пестицидов в некоторых зерновых и зернобобовых культурах в законодательстве РФ и международных документах приведено в таблице 2.

Таблица 2. Нормы МДУ остаточного количества действующих веществ пестицидов в некоторых зерновых и зернобобовых культурах в законодательстве РФ и международных документах, мг/кг
2022-09-26_19-02-32.png
Для снижения названных рисков необходимо решить проблему согласованности норм МДУ остаточного количества пестицидов в законодательстве РФ и стран ЕС.
Для этого необходимо предпринять следующие шаги:
-      привести нормы МДУ к единым значениям со странами-импортерами, в частности с ЕС;
-      разработать для норм МДУ остаточных количеств действующих веществ пестицидов для растительной продукции единый документ;
-      усовершенствовать регламент применения средств защиты растений для соблюдения требований к нормам МДУ с учетом динамики тенденций на мировом рынке;
-      распространить нормы МДУ на широкий спектр культур растительной продукции;
-      своевременно регистрировать современные менее опасные действующие вещества пестицидов для растительной продукции.

 

А.В. Мусатов - начальник отдела семеноводства и безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами