Индонезия – динамично развивающаяся страна, в последние несколько лет демонстрирующая быстрые темпы экономического роста, что делает ее крупным игроком на мировом рынке продукции АПК.

Индонезия входит в тройку мировых лидеров-импортеров пшеницы наряду с Египтом и Китаем. Объем импорта пшеницы в Индонезию за 2023/24 гг. составил 12,3 млн тонн, что полностью удовлетворяет внутреннюю потребность страны в 11,1 млн тонн.

Сегодня Россия входит в топ-3 стран-экспортеров пшеницы в Индонезию. Благодаря совместным усилиям Министерства сельского хозяйства РФ и Россельхознадзора, наша страна, после почти трехлетнего перерыва поставок зерна в Индонезию, начала восстанавливать свои позиции как надежного партнера. По результатам 2023/2024 сельхозгода Россия поставила в Индонезию 1,7 млн тонн пшеницы, что в 10 раз превышает прошлогодние показатели, – сообщил Директор ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Руслан Хасанов. – Для нас основными конкурентами на рынке пшеницы являются Австралия, которая в 2023 году поставила в Индонезию 4,4 млн тонн, и Канада – 2,3 млн тонн. Данные цифры показывают, что мы движемся в верном направлении, но нам есть куда расти. Индонезия закупает у нас пшеницу с протеином от 11,5% до 12,5% по конкурентоспособным ценам, что вполне устраивает местных производителей и мукомолов. Вместе с тем, нашим экспортерам необходимо помнить о важности соблюдения фитосанитарных требований Индонезии в отношении продукции растительного происхождения.

Руслан Хасанов отметил, что Индонезия входит в пятерку покупателей российского проса, а также в топ-3 стран-импортеров российского кориандра.

В 2023/24 сельхозгоду страна приобрела у нас 15 тыс. тонн проса и 17 тыс. тонн кориандра, – сказал он.

Также, по мнению Руслана Хасанова, российским поставщикам стоит задуматься о диверсификации поставляемой зерновой продукции, так как на индонезийском рынке имеются и другие перспективные направления, которые могут стать более востребованными у российских экспортеров.

Например, страна является крупным импортером сои и соевого шрота, увеличению объемов импорта которых способствует растущий спрос на продукцию в секторе кормопроизводства, особенно птицеводства, – рассказал Руслан Хасанов. – Страна из года в год увеличивает поставки американской и канадской сои. В 2023 году Соединенные Штаты поставили в Индонезию 2,1 млн тонн, а Канада – 266 тыс. тонн. Прогнозируется, что в 2024/25 сельхозгоду ее импорт увеличится до 2,65 млн тонн, этому будет способствовать рост внутреннего потребления в 2,95 млн тонн. В 2023/24 сельхозгоду объем импорта соевого шрота составил 5,75 млн тонн. По прогнозам экспертов, в 2024/25 сельхозгоду спрос на соевый шрот может достигнуть 6 млн тонн. Здесь для России основными конкурентами являются Бразилия и Аргентина, которые за 2023 год поставили в Индонезию 3,8 и 1 млн тонн данной продукции соответственно.  

По словам Руслана Хасанова, потенциал для увеличения поставок российской зерновой продукции в Индонезию у России есть.

Это касается сои и соевого шрота, среднегодовой темп роста в России которых с 2020 года составляет 9% и 16% соответственно. Внешние факторы также благоприятствуют развитию торговых отношений между нашими странами. С 2022 года идет проработка вопроса по подписанию соглашения о зоне свободной торговли между странами ЕАЭС и Индонезией, условия которого предполагают фиксацию договоренностей по отсутствию пошлин и составление полноценной договоренности по фитосанитарным положениям. По итогам трех раундов переговоров достигнут существенный прогресс в согласовании регуляторной части соглашения. Помимо этого, страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в 2023 году обсудили поставки российского зерна в Индонезию через Индию и Китай. Всё это будет способствовать увеличению поставок российской продукции АПК в Индонезию, а также налаживанию и развитию деловых отношений между нашими странами. По оценке Министерства сельского хозяйства РФ, к 2030 году Россия может нарастить поставки продукции АПК в Индонезию на сумму до 650 млн долл. США. В 2023 году Россия поставила в Индонезию продукцию АПК, основной объем которой заняла пшеница, на общую сумму 283 млн долл. США, что в шесть раз больше, чем годом ранее, – сообщил Руслан Хасанов.

Руководитель ФГБУ «Центр оценки качества зерна» также подчеркнул важный момент:

Экспорт растительной продукции на территорию Индонезии возможен лишь при условии, что данная продукция исследована в зарегистрированных в установленном порядке российских лабораториях, компетентность которых была признана индонезийской стороной. Кроме того, для поставок продукции АПК на территорию Индонезии необходимо получить разрешение на ввоз, срок действия которого составляет 6 месяцев, – сообщил он. – Испытательные лаборатории ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Ростовского, Новороссийского, Донского, Омского, Приморского филиалов и филиала по г. Москве и Московской области прошли такую процедуру признания компетентности со стороны Индонезии в области безопасности продукции растительного происхождения.

Немаловажным фактором для успешного входа на индонезийский рынок является наличие у продукции сертификата «Халяль». Согласно индонезийскому Закону №33/2014 «О гарантиях халяльной продукции», который вступил в полную силу в 2019 году, все продукты, ввозимые и реализуемые на территории Индонезии, должны иметь сертификат «Халяль». Данное требование распространяется и на продукты питания, в том числе на муку, крупы, хлебобулочные изделия и прочее. Сертификация халяль-продуктов питания станет обязательной с 17 октября 2024 года.

Минэкономразвития РФ в июле текущего года сообщило, что Россия и Индонезия до конца 2024 года планируют подписать меморандум о взаимопонимании в сфере «халяль» для упрощения допуска российской продукции на индонезийский рынок. По мнению отраслевых экспертов, получение сертификата «Халяль» на продукцию открывает еще большие возможности для российских поставщиков.