В Зауралье предлагают возродить госконтроль качества зерна
Сельхозпроизводители Курганской области предлагают восстановить государственный контроль качества зерна и продуктов его переработки по типу упраздненной в 2005 году государственной хлебной инспекции, пишет «Российская газета».
Глава крестьянско-фермерского хозяйства из Половинского района Андрей Аристов - один из тех, кто готов поддержать возвращение Госхлебинспекции (ГХИ). Отсутствие государственной экспертизы качества зерна, по его мнению, поставило сельхозпроизводителей в совершенно безвыходное положение - в полную зависимость от элеваторов. Особенно ярко это проявилось осенью 2011-го, когда в Зауралье намолотили рекордное за последние двадцать лет количество зерна - более 2,6 миллиона тонн, - а свободных емкостей для его хранения оказалось недостаточно. Некоторые элеваторы и хлебоприемные пункты, считает фермер, решили воспользоваться ситуацией и заработать на ней. Достаточно, например, чуть завысить влажность или всего лишь на процент занизить показатель клейковины, и класс зерна будет другой. А разница в цене при этом может составлять до 500 рублей за тонну - неплохой навар для элеватора.
Перепроверить результаты, конечно, можно - например, обратившись в лаборатории других элеваторов. Но это хлопотно и накладно (надо ехать в другой район или город), да и результаты такой экспертизы тоже можно поставить под сомнение.
- Раньше у меня голова об этом не болела: я полностью доверял государственной оценке, - говорит фермер. - Сейчас же вынужден спорить с элеваторами. При отсутствии собственной лаборатории доказать свою правоту практически невозможно.
Бывший начальник управления Государственной хлебной инспекции по Курганской области, а ныне начальник отдела оценки качества зерна филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Курганской области Владимир Маслаков до сих пор считает, что с ликвидацией ГХИ сильно поспешили. Хлебная инспекция, по его словам, являлась своего рода государственным арбитром в оценке качества зерна и продуктов его переработки. Все товарные партии зерна, подготовленные к реализации, его производитель или любой участник рынка имел возможность проверить и осуществить отправку хлебопродуктов с сертификатом качества Госхлебинспекции. Этот документ был действителен на всей территории России и за ее пределами. Кроме того, инспекция освобождала производителей зерна от ответственности. В случае разногласий спрос за качество был с инспектора.
По данным директора Центра оценки качества зерна Александра Хатунцова, которые он представил на зерновом форуме Сибири, до 2004 года на внутреннем рынке России при проверках выявлялось менее процента некачественного или опасного зерна, а уже через два года - при отсутствии госконтроля - более 19 процентов.
- В США, Канаде и других странах есть государственная зерновая инспекция, которая осуществляет контроль качества зерна и продуктов его переработки, - говорит Владимир Маслаков. - В России такой контроль, считаю, также жизненно необходим. Ведь речь идет о продовольственной безопасности.
В областном департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности поддерживают эту идею сельхозпроизводителей. Да и владельцы элеваторов, оказывается, не против такого контроля.
- Мы заинтересованы в том, чтобы появилась такая организация, которая выступит арбитром, - заявил руководитель курганского элеватора Игорь Гаев. - Показателей при оценке качества зерна много, некоторые можно определить только с помощью органов чувств. Например, запах: бывает, зерно подпортилось. Кто-то чувствует этот запах, а кто-то нет - вот и возникает спор.
Между тем госконтроль качества зерна в России существует. Правда, ситуация здесь, по мнению экспертов, сложилась неоднозначная. В прошлом году вступили в силу два федеральных закона (ФЗ-242 и ФЗ-248), которые отменили государственный контроль, предусмотренный ранее законами "О зерне" и "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки". Вместе с тем никто не отменял постановления правительства РФ, в соответствии с которыми государственный контроль при закладке зерна в государственный резерв и интервенционный фонд, при экспортно-импортных операциях и закупках для государственных нужд возложен на Россельхознадзор.
По материалам: Крестьянские ведомости