«Вдоль рядов кукурузы»: как восстанавливали землю после воздушной аварии
Специалисты Центра оценки качества зерна разработали проект рекультивации земли после авиационной аварии.
16 марта на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы» режиссера Сарика Андреасяна. В ленте рассказывается о Герое России, пилоте Дамире Юсупове. 15 августа 2019 года он спас 233 жизни, успешно посадив авиалайнер А 321 на кукурузном поле недалеко от подмосковного Жуковского. Мы решили взглянуть на эту историю с другой стороны. Сегодня рассказываем вам о достижении специалистов Центра оценки качества зерна, которые разработали проект рекультивации земли после авиационной аварии.
Избежать трагедии
Раннее утро. Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» вылетел из Москвы в Симферополь. И вдруг – шум, сильная вибрация, хлопки. Позднее выяснилось, что лайнер столкнулся со стаей чаек, отказали оба двигателя. Однако пилоты смогли совершить невозможное — успешно посадили аэробус. А фраза «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», сказанная бортпроводником Дмитрием Ивлицким во время эвакуации пассажиров, стала крылатой.
В результате аварийной посадки и последующих мероприятий по эвакуации были спасены все люди, находившиеся на борту – и это главное.
Однако пострадало несколько гектаров поля, засеянного кукурузой, часть урожая была утеряна, произошло загрязнение почвы авиационным керосином. Для устранения последствий разлива нефтепродуктов на землях сельхозназначения арендатору поля – ООО «Русмолоко» – было необходимо разработать проект рекультивации нарушенных земель.
Восстановить поля
Рекультивация земель – это мероприятия по предотвращению их деградации и (или) восстановлению их плодородия. В том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя. За помощью в решении проблемы руководство ООО «Русмолоко» обратилось в испытательную лабораторию филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» по г. Москве и Московской области, специалисты которой занимаются разработкой проектов по рекультивации с 2014 года.
«Мы выехали на место, оценили площадь разлива топлива, замерили глубину поражения, взяли пробы почвы для измерения содержания нефтепродуктов. Авиационный керосин пропитал землю на глубину 50 сантиметров», – рассказал Алексей Исаев, начальник отдела химико-токсикологических исследований испытательной лаборатории Филиала ФГБУ «ЦОКЗ» по г. Москве и Московской области.
Оказалось, что почва загрязнена несильно. По итогам исследований Центра оценки качества зерна арендатор снял нарушенный слой земли толщиной 50 сантиметров по всей площади поражения, по правилам утилизировал ее, завез плодородный грунт и засеял его. На работы порекультивации и восстановлению ушел ровно год.
На данный момент в Центре оценки и качества зерна создано более 50 проектов рекультивации нарушенных земель. И работа в этом направлении не останавливается.