На Бобровском посту ГИБДД автоинспекторы и Россельхознадзор проверяли документы у водителей зерновозов, чтобы выяснить, как соблюдают технический регламент о безопасности зерна. Его приняли летом, по нему, пшеница, кукуруза прочее должны сопровождаться специальной декларацией соответствия. Сельхозпроизводители получают её после исследования урожая и хранят 10 лет – в подтверждение качества и безвредности своей продукции. При перевозках её наличие обязательно вне зависимости от пункта назначения.


Десять тонн потенциальной опасности. Что под этим тентом наверняка не знает и сам водитель. Говорит, везёт "царицу полей" - из Воронежа в Давыдовку. Накладная подтверждает. Только, что могут скрывать сами зёрна кукурузы, перевозчик не догадывается. Это тяжелые металлы, опасные химикаты и даже радионуклиды. Безопасность груза ничто не гарантирует, и с отправителем в бумагах путаница.


Инспектор беседует с водителем: "Водитель: "Я зерно перевёз, ячмень, пшеницу, я перевёз семечки ". Инспектор: "Видите, вы указываете, что зерно везёт юридическое лицо г. Воронеж, на самом деле – оно поступает из крестьянско-фермерского хозяйства".


Инспекторов интересуют исключительно Камазы и только крытые – именно в таких везут зерно. Водителям советуют запастить терпением и папкой документов. Так, если груз едет на хранение, Россельхознадзор потребует договор. Но главная бумага – декларация соответствия. По техрегламенту на зерно с июля все перемещения без нее запрещены. Сам документ на трассе не требуют, хватит копии или только номера. Проверка подлинности - дело техники.


Но этим инспекторы Россельхознадзора не пользуются – повода нет. Такого декларированного зерна еще не встречали – по крайней мере, тут, на Бобровском посту. Водители останутся безнаказанными, отвечать будут владельцы грузов.


Людмила Мельникова, старший госинспектор управления Россельхознадзора по Воронежской области: "Составлены протоколы, и дело будет оформляться, передаваться в арбитражный или мировой суд. Большинство автомобилей отсутствовали даже товаротранспортные накладные. Накладные были поддельные, недействительные, определить, откуда зерно и куда направляется тоже, практически, было не возможно".


Зато отыскать в нем что-то вредное - возможно. Так чтобы проверить содержание свинца или кадмия, хватит всего 1,5 граммов зерна. Его размалывают, превращают в золу, затем разбавляют соляной и серной кислотами. Дальше все покажут электроды. Если тяжелых металлов много, то зеленые пики будут выше тех, что считаются нормой. Теперь зерно, говорят, проверяют гораздо строже. Ищут даже ароматический углевод, который подвел под запрет украинские конфеты.


Лариса Попова, начальник отдела воронежского филиала "Федерального центра оценки безопасности и качества зерна": "ГМО сейчас стали проверять в каждой партии – наличие генномодифицированных организмов, бензопирен туда вошел. Более строгие такие требования, потому что когда по СанПину проверялся бензопирен, он оговаривался, он проверялся в зерне, которое проходило сушку, огненную сушку. Сейчас бензопирен проверяется во всех видах зерна и обязательным требованием является".


Проверят и качество – зерно тут тестируют на содержание белка и протеина. 4 дня и все исследования готовы. Правда, тут пока их сделали всего чуть больше сотни – и то по заказу не только воронежских, но и курских, липецких производителей. Декларации должны получать на каждую партию. И Россельхознадзор гарантирует - сэкономить на них не удастся, обойдутся гораздо дешевле штрафов.

 

Евгения Соседко, Дмитрий Овчинников