Великобритания

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ


До выхода из Европейского союза Великобритания входила в ТОП-10 сельскохозяйственных производителей региона, занимая в нем 6-е место. Несмотря на то что в сельском хозяйстве страны занято не более 2–3 % трудоспособного населения, оно признано одним из самых эффективных и современных в Европе. Великобритания на 50 % обеспечивает собственное население качественной сельскохозяйственной продукцией. Поэтому мимо опыта данной страны мы никак не могли пройти. Одним из факторов обеспечения эффективного ведения сельского хозяйства в Великобритании является служба фитосанитарного надзора, которая контролирует безопасность и качество поставляемой на рынок продукции. Ниже будут рассмотрены ведущие ведомства страны в сфере фитосанитарного надзора, а также законодательство, помогающее выстроить отношения между государством, фермерами и конечным потребителем.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБОРОТА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ


В торговой и экономической сферах деятельности, связанных с производством и обращением продуктов питания, государственные ведомства и бизнес в Великобритании руководствуются положениями как международных, так и внутренних нормативных актов, среди которых следует выделить следующие.


  1. Постановление (ЕС) № 178/2002 Европейского парламента и Совета от 28 января 2002 года, устанавливающее общие принципы и требования пищевого законодательства, учреждающее Европейское ведомство по безопасности продуктов питания и устанавливающее процедуры в области безопасности продуктов питания. Этот международный правовой акт преследует своей целью обеспечить высокую степень защиты здоровья и жизни граждан, а потому предусматривает детальный контроль как за организацией производства сельскохозяйственной продукции, так и за ее сбытом.
  2. Директива Совета 2000/29/ЕС от 8 мая 2000 г. «О защитных мерах, направленных против интродукции на территорию ЕС организмов (патогенов), опасных для растений и растительной продукции, а также против их распространения внутри ЕС».
  3. Цель Директивы – способствовать урожайности растительных культур, обеспечить ведение списка вредителей сельскохозяйственной флоры и контроль за обменом продукцией, чтобы в странах ЕС сокращалось количество вредителей.
  4. Законодательный акт Великобритании 2010 г. № 2962 «Закон о контроле за оборотом растениеводческой продукции».

Внутренний нормативный акт – устанавливает необходимость получения фитосанитарных сертификатов, разрешений на импорт, проведения фумигации подкарантинной продукции.

Всего в Великобритании надзорные органы руководствуется 13 нормативными актами международного и внутреннего уровней, однако три вышеупомянутых документа – самые важные из них.


КЛЮЧЕВЫЕ ВЕДОМСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПО ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ


Главным ведомством в сфере фитосанитарного контроля выступает Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (иначе DEFRA – Department for Environment, Food & Rural Aff airs). Оно занимается вопросами охраны окружающей среды, поддержкой пищевой и фермерской индустрий, а также поддержанием и развитием экономики в сельских регионах Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. DEFRA отвечает за политику правительства Великобритании в различных областях, среди которых сельское хозяйство, землеустройство, здоровье растений.


МИНИСТЕРСТВУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОДЧИНЯЮТСЯ:


  • Агентство по охране здоровья животных и растений (APHA);
  • Центр науки об окружающей среде, рыбном хозяйстве и аквакультуре;
  • Агентство сельских платежей;
  • Дирекция ветеринарной медицины.

Для экспортеров и импортеров ведущее значение имеет деятельность Агентства по охране здоровья животных и растений (иначе APHA – Animal and Plant Health Agency). Оно отвечает за предоставление и консультирование в целях соблюдения законодательства и стандартов в области охраны здоровья животных, растений, ведения пчеловодства, селекции сортов и семян растений. APHA проводит государственные инспекции с целью эффективного контроля над рисками, угрожающими здоровью растений, животных и людей. Агентство играет ключевую роль в упрощении импортной и экспортной торговли, консультируя промышленность по вопросам, связанным с передовыми практиками и международными стандартами.

К обязанностям APHA относятся:


  • выявление и борьба с эндемическими и экзотическими болезнями и вредителями у животных, растений и пчел, а также надзор за новыми и появляющимися вредителями и болезнями;
  • проведение научных исследований в таких областях, как бактериальные, вирусные и паразитарные заболевания и вакцины, а также обеспечение безопасности пищевых продуктов;
  • содействие международной торговле животными, продуктами животного происхождения и растениями;
  • защита исчезающей дикой природы посредством лицензирования и регистрации.

APHA ведет надзор над деятельностью Инспекции по здоровью растений и семян (PHSI), которая предоставляет широкий перечень услуг, направленных на оказание помощи при экспорте растений, растительной продукции, фруктов и овощей, семян, почвы или сельскохозяйственного оборудования в страны, не являющиеся членами ЕС. Партии зерна, направляемые на экспорт, проверяются сотрудниками PHSI для подтверждения соответствия требованиям стран-импортеров. Инспекция также занимается выдачей фитосанитарных сертификатов.


ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ


Процедура подачи заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов на экспорт зерна из Великобритании включает несколько этапов.


  1. Экспортер обязан связаться с APHA PHSI для получения информации о фитосанитарных требованиях других стран.
  2. Далее экспортер должен уведомить APHA PHSI о планируемой отгрузке посредством представления копии заявки.
  3. APHA PHSI может отказать заявителю в получении фитосанитарного сертификата. Сертификат не выдается, если у APHA PHSI есть основания полагать, что любая информация, предоставленная заявителем или уполномоченным торговым инспектором, является недостоверной. Также сертификат могут не выдать в случае, если экспортер не выполнил обязательные условия, касающиеся обработки или транспортировки зерна, предназначенного для продажи за рубежом. Ведомство может потребовать от экспортера предоставления любой необходимой информации, связанной с растительными культурами для экспорта.

Заметим, что экспортеры Шотландии отчитываются не перед APHA PHSI, а перед отдельным Управлением сельских платежей и инспекций (иначе RPID – Rural Payments and Inspections Directorate), которое на делено симметричными APHA PHSI функциями и отвечает за соблюдение законодательства в сфере здоровья растений.


ИМПОРТ ПРОДУКЦИИ


Если речь идет об импорте, то каждая организация или частное лицо, желающие импортировать на территорию Великобритании продукцию, требующую наличия фитосанитарного сертификата, через порты или аэропорты Англии или Уэльса, должны в первую очередь зарегистрироваться в APHA, так как таможенные службы Великобритании не имеют права пропускать продукцию, импортируемую незарегистрированными трейдерами.

Регистрация в качестве импортера бесплатна и проводится в электронной форме. Она носит название PEACH - Procedure for Electronic Application for Certificates from the Horticultural Marketing Inspectorate. Процедура помогает импортерам соблюдать предварительные требования к поставкам некоторых видов продукции в ЕС. В британском правительстве существует также отдельный департамент – Агентство по пищевым стандартам (иначе FSA – Food Standards Agency).

Агентство отвечает за консультирование министров по вопросам безопасности пищевых продуктов, стандартов, аспектов питания. К его ведению относится и деятельность по подготовке законодательства в сфере сельского хозяйства, а также по информированию общественности о новшествах в фитосанитарной сфере, публикации рекомендаций, касающихся приобретения и распознавания безопасной продукции.

Для соблюдения законов о пищевых продуктах Агентство взаимодействует с местными органами власти. Агентству по пищевым стандартам оказывают под держку семь Консультативных неведомственных государственных органов:


  • Консультативный комитет по кормлению животных;
  • Консультативный комитет по новым продуктам питания и процессам;
  • Консультативный комитет по микробиологической безопасности пищевых продуктов;
  • Комитет по мутагенности химических веществ в пищевых продуктах, потребительских товарах и окружающей среде;
  • Комитет по токсичности химических веществ в пищевых продуктах, потребительских товарах и окружающей среде;
  • Генеральный консультативный комитет по науке;
  • Комитет социальных исследований.

Дополнительный контроль проводится Отделом химического регулирования, который входит в Управление по охране труда в Великобритании при правительстве страны. Он проверяет, в какой концентрации те или иные растения содержат в себе остаточные количества пестицидов, биоцидов и химикатов. Отдел тесно взаимодействует с DEFRA и руководствуется в деятельности международными регламентами. А потому и экспортерам, и импортерам необходимо добиваться соответствия качества сельскохозяйственной продукции, поставляемой на рынок, стандартам, закрепленным:


  • в Регламенте ЕС № 642/2010 от 20 июля 2010 г.; он содержит рекомендации в отношении мягких и твердых сортов пшеницы, спельты и кремнистой кукурузы. Указывает процентное содержание белка для определения качества зерна, его натуру, стекловидность, наличие примесей и уровень влажности;
  • Регламенте ЕС 1881/2006 от 19 декабря 2006 г.; он устанавливает предельные уровни содержания токсинов, нитратов, металлов, ароматических углеводородов в продукции;
  • Регламенте ЕС 396/2005 от 23 февраля 2005 г.; он указывает на максимально допустимый уровень пестицидов в товаре;
  • Регламентах ЕС 1829/2003 и 2015/412; они устанавливают особенности оборота генетически модифицированной продукции;
  • Регламенте ЕС 2016/52 от 15 января 2016 г.; он устанавливает максимально допустимые уровни радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции. Документ применяется в случае, если есть подтвержденные доказательства случившейся техногенной аварии, которая могла повлечь заражение товара.

ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ФИТОСАНИТАРНОМ КОНТРОЛЕ


Повышением эффективности и конкурентоспособности фермерского бизнеса занимается Совет по развитию сельского хозяйства и садоводства (AHDB). Хотя он финансируется на деньги налогоплательщиков и, соответственно, считается государственным, для него установлен статус вневедомственного. Совет не входит в правительство Великобритании. Он занимается исследованиями и разработками на уровне фермерских хозяйств, предоставляет необходимую рыночную информацию для повышения прозрачности цепочки поставок и проводит маркетинговые мероприятия по стимулированию спроса и развитию экспортных рынков.

Согласно Стандарту AHDB все британские лаборатории, которые проводят исследования зерна для торговых целей, должны предоставлять определенный спектр испытаний, перечень которых представлен в таблице.

Представители сельскохозяйственной промышленности объединились в конфедерацию AIC – Agricultural industries confederation. Конфедерация занимается разработкой и последующей реализацией схем обеспечения безопасности кормов и сельскохозяйственной продукции. Хотя основных схем пять, наибольший интерес представляет одна из них – TASCC (Trade Assurance Scheme for Combinable Crops). Эта схема описывает, как проводить лабораторные исследования растительных культур, организовывать их транспортировку и хранение. В AIC участвует около 1700 организаций, которые подчиняются утвержденным ею схемам. Чтобы оставаться участниками конфедерации, предприятия проходят ежегодный аудит. AIC помогает участникам разрешать спорные вопросы, возникающие при продаже продукции, а также проводить ее лабораторные испытания (таблица).

Схема, утвержденная конфедерацией, прошла независимую сертификацию.


АККРЕДИТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ


Лабораторными исследованиями и их аккредитацией в стране заведует UKAS – Служба аккредитации Соединенного Королевства. Чтобы получить аккредитацию UKAS, лаборатория должна полностью соответствовать стандартам ISO/IEC 17025:2005, ISO/IEC 17025:2017. Членство UKAS в международных группах, таких как EA, IAF и ILAC, обеспечивает взаимное признание результатов аккредитации. Это снижает потребность в многократных оценках поставщиков и, как следствие, помогает снизить торговые барьеры для организаций, имеющих аккредитацию UKAS.

Как национальный орган по аккредитации Великобритании, UKAS в первую очередь создана для удовлетворения потребностей предприятий и учреждений на территории Соединенного Королевства. Тем не менее UKAS рассматривает заявки на аккредитацию от организаций, базирующихся за пределами Великобритании.

Лаборатории, базирующиеся за пределами Великобритании, должны доказать потребность в аккредитации UKAS. Для этого они должны предоставить информацию о том, что:

  • в стране их нахождения нет органа, ответственного за аккредитацию;
  • государство, в котором работает лаборатория, не подписало многосторонние соглашения IAF или ILAC;
  • многостороннее соглашение с IAF или ILAC не подписано в отношении требуемой аккредитации;
  • местный орган аккредитации не позволяет поддерживать услуги или продукты лаборатории в других странах;
  • местный орган по аккредитации не может предоставить аккредитацию организации.

КАК ЭКСПОРТИРОВАТЬ ПРОДУКЦИЮ В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА?


С будущего года торговые компании, которые захотят поставлять продукцию в Великобританию, должны будут пройти три этапа подготовки к экспорту.


  1. Проверка необходимости получения фитосанитарного сертификата. Для этого нужно связаться с APHA или APHA PHSI. При экспорте в другие страны ЕС нужно будет связаться с государственным ведомством, отвечающим за безопасность и качество растительной продукции.
  2. Подача заявки на получение фитосанитарного сертификата. Ведомство объяснит экспортерам, что нужно для этого сделать.
  3. Проверка необходимости лабораторного тестирования продукции. Если лабораторные исследования необходимы, следует уточнить, в какую именно лабораторию можно направить образец, чтобы быстрее пройти аккредитацию. Кроме того, надо иметь в виду, что правительством Великобритании могут быть установлены новые правила, поскольку страна вышла из состава ЕС.


Оставить запрос на звонок