Казахстан

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Основным нормативно-правовым актом, контролирующим казахстанский рынок зерна, является Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143 «О зерне». Вся государственная и негосударственная деятельность, связанная с производством, хранением, перевозками, торговлей, учетом, импортом и экспортом зерна и продуктов его переработки, регулируется данным нормативно-правовым актом (НПА).


Производство пшеницы, как и всех зерновых культур, является стратегически важным направлением для Казахстана, поэтому вмешательство государства в производство и реализацию зерновой продукции можно оценить как определяющее.


Государственное регулирование деятельности участников зернового рынка осуществляется путем:


  • лицензирования деятельности по хранению зерна с выпуском расписок на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом;
  • технического регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • правового регулирования обращения зерновых расписок;
  • контроля за соблюдением правил по ведению количественно-качественного учета зерна, его хранения, формирования и ведения государственного электронного реестра держателей зерновых расписок.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА КОНТРОЛЬ


Регулирование производства и обращения зерна осуществляется на трех уровнях. Первый – Правительство Республики Казахстан. Республиканские власти отвечают за формирование благоприятных условий для инвестиций в зерновом секторе и заключение межправительственных соглашений.


На втором уровне расположились исполнительные органы власти, осуществляющие в пределах компетенции координацию и регулирование деятельности участников зернового рынка (рисунок). Под ними понимается разработка основных направлений политики в области государственной поддержки производства зерна и организация их осуществления, координация и методическое руководство местными исполнительными органами по части зернового рынка. На их плечах также лежит разработка и утверждение квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по хранению продукции с выпуском зерновых расписок и выдача предписаний о нарушении законодательства Республики Казахстан о зерне. Кроме того, уполномоченные органы отвечают за рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством страны, осуществление мониторинга зернового рынка, разработку и утверждение правил ведения количественно-качественного учета зерна, его хранения, временного управления хлебоприемным предприятием, а также за формирование и ведение государственного электронного реестра держателей зерновых расписок, разработку и утверждение правил мониторинга зернового рынка. Замыкают регулятивную систему региональные исполнительные органы власти. Они выполняют практически те же функции, что и республиканские уполномоченные органы, но уже на уровне регионов, в пределах административно-территориальной единицы.


ЦЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЯВЛЯЮТСЯ:


  • обеспечение безопасности в области технического регулирования (далее – безопасность);
  • расширение рынков сбыта зерна;
  • обеспечение качества зерна;
  • поддержание на безопасном уровне фитосанитарной обстановки;
  • оптимизация структуры зернового производства с учетом природно-климатических условий и рыночной конъюнктуры, совершенствование технологии производства, хранения и реализации зерна;
  • формирование инвестиционной, кредитной, налоговой и таможенной политики в зерновом производстве;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества зерна.

    СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ЗЕРНОВЫХ


    Хранение зерна осуществляется на специальных хлебоприемных предприятиях, которые признаются товарным складом общего пользования. Договоры на хранение зерна, заключаемые ими, являются публичными. Услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок производятся хлебоприемными предприятиями на основании лицензии, полученной в порядке, установленном законодательством республики, в частности приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 4 апреля 2000 г. № 97 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2000 г. за № 1124) «Об утверждении Правил лицензирования деятельности по хранению зерна на хлебоприемных предприятиях». Склады обязаны соблюдать порядок хранения зерна, а также проводить мероприятия, обеспечивающие их количественную и качественную сохранность согласно НПА. В необходимых случаях хлебоприемное предприятие обеспечивает в установленном законом порядке отбор проб зерна его владельцем. Государственный контроль безопасности и качества зерна осуществляется структурным подразделением местного исполнительного органа и включает в себя контроль за определением показателей качества зерна при приемке на хлебоприемные предприятия и отгрузке. Хлебоприемное предприятие в качестве подтверждения принятия зерна на хранение выпускает зерновую расписку, добавив ее в регистрационную информационную систему на основании приказа на выпуск данной расписки. Зерновая расписка выпускается на каждую партию однородного по качеству зерна. Количество выпускаемых расписок на весь объем сданного зерна определяется в приказе на ее выпуск, формируемом в реестре и подписываемом хлебоприемным предприятием и владельцем зерна.


    Для этого существует Государственный электронный реестр держателей зерновых расписок. Реестр формируется и ведется регистратором в порядке, установленном уполномоченными органами, на основе данных правового и земельного кадастров, сведений центральных исполнительных органов в сфере разрешений и уведомлений, регистрации физических и юридических лиц, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, других центральных и местных исполнительных органов, а также Государственной корпорации «Правительство для граждан». Порядок выпуска, обращения и погашения зерновых расписок и порядок предоставления доступа к реестру определяются Правилами формирования и ведения государственного электронного реестра держателей зерновых расписок. Данные реестра принадлежат государству, а доступ к ним можно получить через интернет-портал информационной системы. К слову, информация из реестра используется государством для осуществления мониторинга зернового рынка.


    Кроме того, существуют система и фонд (фонды) гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам. При наступлении факта утраты или ухудшения качества зерна, принятого на хранение хлебоприемным предприятием, фонды производят погашение обязательств «хранителя» перед держателями расписок денежными средствами в размере не менее 80 % от рыночной стоимости продукции. Сам факт утраты или ухудшения качества зерна устанавливается структурным подразделением местного исполнительного органа.


    КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ


    Государственное учреждение «Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» является органом, подконтрольным Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан. В национальные фитосанитарную и ветеринарную системы входят четыре учреждения. Все они подчиняются Комитету государственной инспекции в агропромышленном комплексе и Комитету ветеринарного контроля. Следует упомянуть наиболее важные из организаций: Одним из ключевых факторов ведения внешнеэкономической деятельности является запрет на реализацию зерна при экспорте и импорте без паспорта качества, а также иных документов, требующихся в соответствии с законодательством страны. Экспертиза качества зерна осуществляется лабораториями, аккредитованными правительством республики.


    РГП «Фитосанитария» – Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;


    • ГУ «Республиканский противоэпизоотический отряд» Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
    • РГП на праве хозяйственного ведения «Национальный референтный центр по ветеринарии» Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
    • РГП на праве хозяйственного ведения «Республиканская ветеринарная лаборатория» Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

    Помимо комитетов и департаментов созданы также подведомственные Минсельхозу организации, а именно:


    • акционерное общество «Национальный холдинг «КазАгро»;
    • акционерное общество «КазАгроИнновация»;
    • Ассоциация «Агросоюз Казахстана».

    ДРУГИЕ ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ


    В Казахстане существует Продовольственная контрактная корпорация (100 % акций принадлежат государству). Она объявляет целевую цену на пшеницу. На сегодняшний день Продкорпорация является самым крупным держателем зерна в Казахстане. На уполномоченных ею элеваторах и собственных хлебных базах хранится продовольственная пшеница мягких и твердых сортов, а также семенное и фуражное зерно. Кроме хранения и обновления государственного резерва зерна Продкорпорация финансирует производство зерна, реализует его на внутреннем рынке и осваивает внешние рынки сбыта.


    Продкорпорация ежегодно формирует ресурсы зерна, объемы которых в последние годы значительно возросли. Государственные запасы создаются в соответствии с Законом РК «О зерне», а коммерческие ресурсы формируются за счет закупок зерна у других государств или частных компаний. Кроме того, Продкорпорация действует как коммерческий трейдер, накапливая и экспортируя зерно.


    Еще одним важным элементом государственной политики в сфере зернового хозяйства является национальный управляющий холдинг «КазАгро», образованный в январе 2007 года как акционерное общество (АО). Компания была создана в соответствии с Указом № 220 Президента Республики Казахстан от 11 декабря 2006 года. Холдинг в основном занимается поддержанием государственных запасов зерна на уровне, необходимом для обеспечения населения зерновой продукцией, своевременным пополнением запасов зерна, кредитованием и инвестированием в финансовую аренду сектора, финансированием инфраструктуры для подготовки, переработки, хранения, поставок и распределения сельскохозяйственной продукции, а также финансированием несельскохозяйственного предпринимательства в сельских районах и маркетинговыми исследованиями. Кроме того, «КазАгро» выступает гарантом компенсации убытков, связанных с хранением зерна. Холдинг является ведущей компанией в реализации государственной политики по совершенствованию отраслей АПК. Еще один важный механизм реализации зерна в Республике Казахстан – АО Товарная биржа «Евразийская Торговая Система» (ETC), функционирующая в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.05.2009 № 155-IV «О товарных биржах».


    Биржа ЕТС нацелена на создание организованного товарного рынка, в том числе и зернового, но не позиционируется как зерновая биржа. Она создана в целях совершенствования механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, повышения прозрачности торговых операций, а также развития организованного оптового рынка в стране путем исключения посреднических звеньев. На данный момент на бирже работают четыре секции спотовой торговли: сельхозпродукции, нефтепродуктов, металлов и промышленных товаров, специализированных товаров. В секции сельхозпродукции аккредитованы 10 брокерских компаний, ежедневно допущенных к торгам. Но гораздо важнее количество клиентов, которых они представляют. Сегодня число аккредитованных участников на Бирже превышает 5000.


Оставить запрос на звонок